ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ЭКИПАЖЕЙ К АВТОНОМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЕЖПЛАНЕТНЫХ КОСМИЧЕСКИХ ПОЛЕТАХ
© И.Г.Сохин, Ю.Б.Сосюрка, В.И.Ярополов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы профессиональной деятельности космонавтов"
2016 г.
Доклад посвящен исследованию проблем создания системы подготовки экипажей перспективных длительных миссий в дальний космос, связанных с рисками возникновения ошибок в их деятельности по причине недостаточной подготовки.
Возможные ошибки экипажей являются существенным фактором снижения надежности и безопасности космических полетов. Одной из причин возникновения ошибок экипажей является их недостаточная наземная и бортовая подготовка. Существующая в настоящее время парадигма подготовки экипажей ориентирована на принятую доктрину управления полетами низкоорбитальных околоземных кораблей и станций. Согласно этой доктрине снижение отрицательных эффектов ошибочных действий астронавтов обеспечивается, в частности, постоянным в реальном времени контролем и поддержкой их деятельности наземным персоналом управления.
При межпланетных пилотируемых космических полетах за пределами орбиты Земли, в том числе, полетов к Луне, к Марсу и астероидам, возможна существенная временная задержка прохождения радиосигнала с борта пилотируемого космического аппарата и обратно, а также возможность потери связи с экипажем на длительный период времени (от нескольких часов до нескольких суток) вследствие отказов каналов связи. В этих условиях выполнение программы полета, а также обеспечение безопасности в случае возникновения нештатных ситуаций, должно быть возложено на экипаж в автономном режиме, в условиях неопределенности и ограниченной оперативной поддержки Земли. Для обеспечения надежной и безопасной деятельности экипажей в условиях повышенной автономности решающее значение играет качество их наземной и бортовой подготовки. Необходимо изменение парадигмы управления подготовкой экипажей. Существующая подготовка, ориентированная на многократное повторение полетных задач, должна быть заменена подготовкой, ориентированной на формирование компетенций, чтобы обеспечить способность выполнения ранее не рассмотренных задач. Методология подготовки должна быть ориентирована на количественные методы контроля знаний и компетенции астронавтов применительно к автономной деятельности в условиях неопределенности.
В докладе представлен ряд проблем, которые предстоит решить для создания эффективной системы подготовки экипажей, чтобы снизить вероятность ошибок в межпланетных миссиях. Также рассматриваются некоторые принципиально возможные решения проблем.