ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКИПАЖА КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА ПО ПАРИРОВАНИЮ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКИПАЖА КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА ПО ПАРИРОВАНИЮ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ

© С.В.Бронников, Л.Г.Шевченко, И.А.Рожкова, О.В.Смирнова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Проблемы ракетной и космической техники"
2016 г.

Безопасность экипажа зависит от надёжности космического аппарата и от надёжности деятельности экипажа. В данной работе рассмотрены основные направления повышения надёжности деятельности экипажа при парировании аварийных ситуаций.

В качестве основного рассматривается системный подход к проектированию, предложенный в работах В.М. Мунипова, В.П. Зинченко, в соответствии с которым исходными при создании нового пилотируемого космического аппарата (ПКА) являются цели, для достижения которых должны разрабатываться комплексы технических средств, управляющего и обслуживающего персонала, организованные с учётом значительного числа связей друг с другом и внешней средой. Процесс проектирования ПКА при таком комплексном подходе включает в себя кроме традиционного технического проектирования инженерно-психологическое проектирование (ИПП). ИПП заключается в решении всех вопросов, связанных с включением экипажа в комплекс ПКА.

ИПП включает решение следующих задач:

1. Анализ целей и задач космического комплекса, включающего данный ПКА; анализ конструкции и устройства ПКА, процессов его функционирования.

2. Распределение функций между экипажем и техникой; определение критерия эффективности системы; определение ограничивающих условий; оптимизация критерия эффективности.

3. Определение состава экипажа; распределение функций между членами экипажа; определение числа рабочих мест; определение задач на каждом рабочем месте.

4.Проектирование деятельности экипажа: определение структуры и алгоритма деятельности; определение квалификационных требований к экипажу; определение допустимых норм деятельности.

5. Разработка требований к техническим средствам деятельности экипажа: информационным моделям; органам управления; общей компоновке рабочих мест.

6. Эргономическая оценка системы "экипаж - ПКА": оценка рабочих мест и условий деятельности; оценка характеристик деятельности оператора; оценка эффективности системы в целом.

Отличительной чертой ИПП является создание проекта деятельности экипажа аналогично тому, как задачей технического проектирования является создание проекта технической части системы "экипаж - ПКА": бортовых систем, конструкции ПКА. Впервые рассматривается методика проектирования деятельности экипажа ПКА в аварийной ситуации.

Приводится анализ опасностей и определение типового состава аварийных ситуаций для ПКА.

Обзор подходов к распределению функций между экипажем и автоматикой, между членами экипажа, между экипажем и ЦУП применительно к выделенным типовым аварийным ситуациям.

Рассматривается задача разработки требований к подготовке экипажа: определение необходимых знаний и навыков; определение квалификационных требований к членам экипажа. Анализируется подход к разработке состава учебно-тренировочных средств для подготовки экипажа к действиям в аварийных ситуациях. Определяются требования к средствам деятельности экипажа в аварийной ситуации.