РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Т.Н.Иванова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2016 г.

Актуальность. Сегодня многие педагоги уже осознают, что ис-тинная цель обучения — это не только овладение определенными зна-ниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности, то есть воспитание творческой личности в целом. Отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандарт-ных задач. Творческая деятельность должна выступать таким же объ-ектом усвоения, как знания, умения, навыки.

Проблема развития способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но не теряет актуальности. Положи-тельное отношение к учению тесно связано со способностями. Извест-но, что желание учиться возрастает, когда учение идет успешно, и гаснет из-за неудач. Неудачи могут быть объяснены не только недостатком знаний, которые должны были быть приобретены на предшествующих этапах обучения, но и неразвитыми способностями ребенка.

Задача педагога — обеспечить развитие личности ребенка. Ис-точниками полноценного развития ребенка выступают два вида дея-тельности. Во-первых, любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре. В основе этого процесса лежит учебная и внеучебная дея-тельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе. Во-вторых, в про-цессе развития ребенок самостоятельно реализует свои возможности благодаря творческой деятельности.

В учебной деятельности решаются учебно-тренировочные задачи для того, чтобы овладеть умением. В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью развить способности ребенка. В процессе учебной деятельности формируется общее умение учиться, а в рамках творческой деятельности формируется общая спо-собность искать и находить новые решения, необычные способы до-стижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. Такой подход отвечает требованиям времени. Тема развития творческих способностей школьников во внеурочной деятельности сегодня актуальна. Творческие способности несут развивающую и оздоровительную функцию, способствуют самореализации ребёнка, развитию его индивидуальности.

В большей степени стимулируют творческое самовыражение воспитанников педагоги. К конструктивным личностным ориентациям педагога можно отнести следующие:

– поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причиняют вреда окружающим;

– не мешать желанию ребенка изобразить что-то по-своему;

– уважать точку зрения воспитанника;

– предлагать детям больше делать свободных рисунков, словес-ных, звуковых, тактильных, вкусовых образов, интересных движений и других спонтанных проявлений в ходе занятий;

– безоценочность в отношении к детскому творчеству (обсуж-дать отдельные содержательные моменты работ, сравнивая не с дру-гими детьми, а с работами его самого);

– не смеяться над необычными образами, словами или движени-ями ребенка, поскольку критический смех может вызвать обиду, страх ошибиться и подавить в дальнейшем спонтанное желание эксперимен-тировать и искать;

– творить и играть вместе с детьми, в качестве рядового участ-ника процесса;

– не навязывать собственную программу образов и действий, пытаться понять логику воображения ребенка;

– больше внимания уделять организации творческого процесса, а не результатам;

– развивать творческую деятельность, предлагая разнообразные интересные задания, психологические разминки, подвижные игры (это позволяет предотвратить однообразие, перенапряжение, переутомление);

– поддерживать на занятиях положительный эмоциональный тон у себя и у детей: бодрость, спокойную сосредоточенность и ра-дость, веру в свои силы и в возможности каждого ребенка;

– для внесения большего разнообразия в занятия использовать творческие игры со словами, движениями тела, звуками, зрительными образами, вкусовыми, тактильными ощущениями.

Обучение творчеству возможно только в совместной деятельно-сти педагога и ребёнка, где каждый из участников — полноправный член. От добросовестности, профессионализма педагога зависит сте-пень разработки программы внеурочной деятельности, а значит и уро-вень развития творческого потенциала детей, будущих строителей Российского государства.