РОМАН А.Н. ТОЛСТОГО «АЭЛИТА» И ЕГО ЭКРАНИЗАЦИЯ КАК ФЕНОМЕН НАУЧНОЙ ФАНТАСТИКИ НАЧАЛА 1920-Х ГОДОВ

РОМАН А.Н. ТОЛСТОГО «АЭЛИТА» И ЕГО ЭКРАНИЗАЦИЯ КАК ФЕНОМЕН НАУЧНОЙ ФАНТАСТИКИ НАЧАЛА 1920-Х ГОДОВ

© Б.П.Филимонов, А.Б.Филимонов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2016 г.

Впервые А.Н. Толстой обратился к научной фантастике в начале двадцатых годов. Появление его первого научно-фантастического романа, журнальный вариант которого был опубликован в 1922–1923 гг. в журнале «Красная Новь» под заглавием «Аэлита (Закат Марса)», совпало с возвращением писателя из эмиграции на родину. Этот роман, последнее произведение писателя, написанное им за рубежом, стал одновременно первым из опубликованного в советской печати. После значительной доработки роман вышел в 1923 г. отдельной книгой под названием «Аэлита».

Научно-фантастическая сюжетная основа произведения причудливо переплетается в романе с размышлениями о проблемах современной жизни, о больших исторических переломах, происходящих в мире. Своеобразное сочетание научной фантастики и современных проблем создало особую атмосферу романа, высоко оцененную современниками.

Роман пользовался очень большим успехом. В 1924 г. он был экранизирован режиссером Я.А. Протазановым. Это была его первая картина после четырехлетней работы на лучших студиях Франции и Германии.

В сценарии, написанном при участии Протазанова, были допущены существенные отступления от романа. В книге полет на Марс изобретателя ракеты инженера Лося и бывшего солдата-буденовца Гусева представлен в научно-фантастическом ключе. В фильме марсианские события — грезы Лося. Выведены дополнительные персонажи: сыщик-недотепа Кравцов, спекулянт Эрлих и его развратная жена, эмигрирующий на Запад товарищ Лося — инженер Спиридонов. Прибавлена любовная линия — Лось бешено ревнует жену к Эрлиху, чуть не убивает Наташу, стреляя из револьвера.

Практически весь актерский ансамбль фильма состоял из дебютантов в кино. Впервые снимались: И. Ильинский (детектив Кравцов), Н. Баталов (солдат Гусев), Н. Церетели (инженер Лось, вторая роль — инженер Спиридонов), Юлия Солнцева (Аэлита), Константин Эггерт (Тускуб — владыка Марса), Ю. Завадский (Гор — хранитель энергии Марса) и другие. Только Машу — невесту, а потом жену красноармейца Гусева — играла опытная киноактриса Вера Орлова.

В фильме сошлись несколько актерских школ: В. Орлова и Н. Баталов пришли из Художественного театра, Н. Церетели — из Камерного, И. Ильинский — из театра имени Мейерходьда. Это пошло на пользу фильму, сложившемуся, как мозаика («собранье пестрых глав»). Н. Баталов создал образ «горячей головы», взбалмошного, но честного, открытого, простого парня. Маша В. Орловой — «тихоня себе на уме». Эти два характера тщательно, реалистически вылеплены. Что касается обитателей Марса, пригрезившихся Лосю, то их характеры будто взяты из сказки: прекрасная принцесса (Аэлита), злой король (Тускуб), отвергаемый царевич (Гор). Инженер Лось Н. Церетели с его «огненными страстями» напоминает героя-любовника русского дореволюционного кинематографа.

Несколько расплывчатый идейно, роман строился на межпланетной экспедиции и давал интересный и разнообразный материал для создания занимательного кинозрелища. В нем причудливо переплетались сочные бытовые сцены московской жизни первых лет нэпа с фантастическими эпизодами — полетом на Марс, встречей «земного» инженера с правительницей Марса Аэлитой, попыткой восстания «пролетарской части» марсиан против своих угнетателей и его разгромом.

Сам фильм представляет собой яркий образец кинематографа 1920-х годов — показана жизнь послереволюционной Российской федерации, пролетариат борется с угнетателями рабочего класса, но не на Земле, а на Марсе.

«Аэлиту» принято считать первенцем отечественной кинофантастики. Она оставила след в киноискусстве как первый художественный фильм о полете в космос. При всех недостатках это была одна из самых весомых попыток снять научную фантастику в течение полувека — до А. Тарковского с кинолентой «Солярис».