СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ ПИОНЕРОВ КОСМОНАВТИКИ: К 100-ЛЕТИЮ ПУБЛИКАЦИИ РАБОТ «ГОРЕ И ГЕНИЙ» К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО И «ПОСТРОЕНИЕ СЧАСТЬЯ» В. КУАССАКА

© А.Ю.Герасина, А.В.Хорунжий
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2016 г.

Анализ социального творчества К.Э. Циолковского особенно актуален в год 100-летия выхода в свет первой его опубликованной работы на эту тему — «Горе и гений» (1916). Утопические традиции российской интеллигенции и идейный контекст отечественной общественной мысли, повлиявшие на Циолковского, давно и активно исследуются. Сравнительный же анализ социальных проектов Циолковского и его зарубежных современников, прежде всего, пионеров космонавтики, является также важным и актуальным, но менее изученным направлением.

Выбор объекта сравнения для данного доклада обусловлен тем, что в 2016 г. отмечается также 100-летие выхода в свет книги «La Réalisation du bonheur par l’établissement fraduel et pacifique du régime communiste, ou la Rénovation sociale accomplie sans coups ni violence» («Построение счастья через постепенное и мирное установление коммунистического режима, или Социальное обновление без переворотов и насилия») французского ученого и общественного деятеля, создателя коммуны «Интеграл» Виктора Куассака (V. Coissac) (1867–1941).

Жизнь и деятельность Куассака были на долгие годы забыты и привлекли внимание исследователей лишь во второй половине 1980-х годов. Тем не менее, многие аспекты его научного наследия остаются малоизученными. Цель данного доклада — ввести в научный оборот ряд фактов, ранее не рассматривавшихся в отечественной историографии, провести первый сравнительный анализ социальных проектов Циолковского и Куассака, а также наметить направление дальнейших исследований.

Куассак является младшим современником Циолковского. Он работал учителем в школе города Тур, состоял во Французском астрономическом обществе, активно занимался научными исследованиями. Перу ученого принадлежат книги по самым разным темам, например, «Методическое пособие по орфографии», «Ошибки современной науки», «Мораль без Бога», «Проявление энергии», «Эволюция миров», «Покорение космоса» и др. Незадолго до начала Первой мировой войны Куассак вступил в профсоюз и присоединился к Партии социалистов. Война убедила ученого в необходимости изменения жизни ненасильственным, эволюционным путем, что нашло отражение в его книге «Построение счастья». Куассак опубликовал ее в 1916 г., на пике эмоций, вызванных ужасами войны и надеждой, что наконец-то человечество опомнится и его предложение окажется востребовано.

В книге Куассак выражает свое возмущение социальной несправедливостью. Партии и профсоюзы, по его мнению, не были в силах решить эту проблему, и он пришел к идее создания такого общества, где трудящиеся объединяются, чтобы жить и работать вместе в условиях равенства и справедливости: «То общество гармонично, в котором станет невозможным любое злоупотребление властью, в котором экономическое равенство дополнит равенство и в политической жизни. У личности будет возможность пользоваться своей свободой и заниматься самосовершенствованием». Постепенное и мирное установление коммунистического режима, по его мнению, было достижимо не путем коренной ломки старого общества, а путем распространения знаний и убеждения людей. На этом была основана идея будущей коммуны «Интеграл» — «Общества по постепенному освобождению пролетариата».

При разработке концепции такого общества Куассак был вдохновлен идеями Ш. Фурье о создании фаланстеров, где целью каждого члена общества являлось участие в коллективном действии и забота об общем благе. Распределение благ между ними должно было осуществляться в соответствии с выполненной работой и принесенным доходом. В отличие от Фурье, Куассак не видел смысла в материальном вознаграждении талантливых жителей коммуны — таким вознаграждением, по его мнению, могло быть только уважение окружающих. Помимо устранения экономического неравенства между жителями коммуны, он предлагал исключить и наличие частной собственности.

Куассак не ограничился публикацией работ на эту тему. С выходом на пенсию в 1922 г. он купил 22 га земли недалеко от Тулузы, в местечке Пюш-д’Ажене (Puch-d'Agenais) и приступил к воплощению в жизнь своего проекта — создал коммуну «Интеграл». «Интеграл» просуществовал 13 лет — с 1922 по 1935 гг., а общее число его жителей составило семьдесят человек. Обитатели коммуны занимались написанием и изданием книг, регулярно выходила их газета «La libre-pensée integrale» («Свободная мысль Интеграла»). В основном это были ученые и интеллектуалы — бывшие коллеги Куассака. Неудивительно, что они оказались не готовы к самостоятельному ведению сельского хозяйства. Издательское дело, не приносившее достаточного дохода, и неприспособленность к сельскому труду вынуждали жителей коммуны обращаться за материальной помощью к друзьям Куассака. Коммуна «Интеграл» в конце концов погрязла в долгах и конфликтах между ее обитателями и прекратила свое существование в 1935 г. Куассак после этого переехал в деревню Гразими (Grazimis) недалеко от Ажене и жил там до смерти в 1941 г.

Можно отметить значительное сходство в структуре научных интересов и творчества Циолковского и Куассака. Оба интересовались различными областями точных наук, проблемами научной картины мира и освоением космоса, взаимоотношениями науки и религии, оба создали свои утопические проекты. Небывалая социальная мобильность общества, вызванная событиями Первой мировой войны и последовавшей чередой революционных потрясений в Европе, практически одновременно подтолкнули обоих сначала к формированию собственных проектов создания справедливого общества, а затем к активному поиску способов претворить эти проекты в жизнь. На взгляд авторов доклада, не все из перечисленных фактов можно объяснить простыми совпадениями.

Нелишне напомнить, что Куассак и Циолковский — представители одного поколения, чье идейное формирование пришлось на последнюю треть XIX в., а расцвет научной и общественной деятельности — на первую треть XX в. Оба как ученые формировались в одной и той же научной парадигме, основанной на классической картине мира и царивших тогда постулатах позитивизма.

Именно эта парадигма, как отмечали многие исследователи, привела в первой трети ХХ в. в европейской культуре к появлению небывалого количества проектов идеального общества, основанных, по мнению их авторов, на строго научных постулатах и выводах естественных наук. И появление «Этики или естественных основ нравственности» Циолковского, а также основанного на ней проекта «Идеального строя жизни» было вполне закономерным для своего времени в контексте не только российской, но и европейской общественной мысли этого периода. Те же выводы о закономерности структуры научных интересов и появления собственного социального проекта именно в первой трети ХХ в. могут в полной мере быть отнесены и к творчеству Куассака.

Дальнейшим направлением исследований в рамках данной темы представляется изучение внутренней логики работ Куассака, основных утверждений, на которых он основывал проект «Построения счастья» и его конкретных предложений по переходу к обществу будущего, что позволит провести более детальное сравнение социальных проектов двух выдающихся пионеров космической эры — К.Э. Циолковского и В. Куассака.