ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЧАСТНЫХ КОМПАНИЙ НА РЫНКЕ КОСМИЧЕСКИХ ПУСКОВЫХ УСЛУГ

ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЧАСТНЫХ КОМПАНИЙ НА РЫНКЕ КОСМИЧЕСКИХ ПУСКОВЫХ УСЛУГ

© В.Князева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Экономические вопросы космической деятельности"
2016 г.

Коммерческие проекты, инвестируемые за счет средств частных компаний, на рынке космических пусковых услуг стали развиваться сравнительно недавно (хотя государства активно привлекали частные компании в качестве подрядчиков для производства ракет-носителей, строительства космодромов и т. д.). Связано это было как с тем, что космическая деятельность традиционно относилась к прерогативам государства в связи с ее стратегической значимостью и потенциаль-ными рисками для государственной безопасности, так и с тем, что осуществление таких проектов предполагает значительные по вели-чине инвестиции с длительным сроком окупаемости (при этом гаран-тий окупаемости таких проектов не было).

В 2012 году был запущен первый частный транспортный кос-мический корабль Dragon от компании SpaceX (США). На данный мо-мент данный корабль является единственным действующим космиче-ским кораблем, предназначенным для грузоперевозок, способным воз-вращаться на Землю.

Современный рынок космических услуг за последние годы при-обрел ярко выраженную тенденцию к коммерциализации. В структуре средств, инвестируемых в космические разработки, частным компани-ям принадлежат 76%.

Преимущества частных компаний как игроков рынка космиче-ских пусковых услуг заключаются в следующем:

– Опора на частное финансирование. Отказ от государственного финансирования означает, что государство (и налогоплательщики) не несет рисков провала проекта (но при этом может стать его клиентом в случае успеха);

– Стремление к максимальной экономической эффективности при сохранении требуемого качества продукта. Эта эффективность достигается как за счет новых технологических решений, так и благо-даря отказу от громоздких бюрократизированных управленческих структур, характерных для госкорпораций;

– Расширение рынка потенциальных потребителей космических услуг (в том числе развитие космического туризма и даже разработка программ колонизации ближнего космоса), т. е. в конечном счете со-здание экономии на масштабе.

Легко убедиться в том, что эти преимущества во многом совпа-дает с теми выгодами, которые возникают при использовании аутсор-синга в государственной деятельности.

Развитие частных операторов пусковых услуг позволяет разде-лить сферы ответственности между государством и коммерческими компаниями. Частные предприятия могут взять на себя наиболее ком-мерчески привлекательный сегмент ближнего космоса (околоземное пространство), повышая качество своих услуг и снижая стоимость благодаря конкуренции, тогда как государство оставляет себе исследования в дальнем космосе, т. е. те виды деятельности, которые имеют стратегическую направленность, но при этом характеризуются низким уровнем экономической эффективности.

Это поднимает вопрос о целесообразности развития частной космонавтики в России. С одной стороны, как показывают проделан-ные выше рассуждения, частная космонавтика могла бы повысить шанс России на успех в космической гонке. Но, с другой стороны, ин-ституциональная среда нашей страны не благоприятствует развитию частного предпринимательства в такой чувствительной сфере.