ВОПРОСЫ КАРТОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КОСМОНАВТОВ

ВОПРОСЫ КАРТОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КОСМОНАВТОВ

© Р.Е.Торгашев
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы профессиональной деятельности космонавтов"
2016 г.

В настоящее время изучение географических земных объектов из космоса невозможно представить без использования картографической географической информации. Для многих рядовых граждан понимание географической карты означает представление привычного изображения земной поверхности или отдельных географических фрагментов на плоскости.

Космонавты в процессе проведения исследований визуально-инструментальных наблюдений (ВИН) решают множество задач, в частности, в интересах лесного, сельского и морского рыбного хозяйств, географии, геологии, картографии и др. Сегодня, следует рассматривать географическую карту как источник геоинформации, который в свете информационных технологий можно было бы представить как определенный геоинформационный продукт, полученный в результате картографических методов исследования отдельных регионов Земли.

В современном обществе прослеживается тенденция возрастания роли картографической науки, включая процесс подготовки космонавтов. Космонавт должен быть эрудированным и грамотным во многих отношениях человеком, должен уметь пользоваться географическими/геоинформационными картами, столь привычно и свободно как книгами и персональным компьютером. Для этого у него должна быть мотивация, что возможно объяснить важным фактором: общим снижением интереса к чтению книг (карта позволяет создать образ территории; объясняет закономерности природных явлений, процессов).

К настоящему времени для специалистов была разработана классификация «Уровней географической подготовки» (2010 г.):

1 ступень — формирование географической компетентности;

2 ступень — приобретение географической образованности;

3 ступень — формирование предметных и метапредметных компетенций;

4 ступень — овладение культурой работы с разного рода геоинформаций.

При изучении физической географии для космонавтов, не имеющих базового профессионального географического образования, достаточно самой первой ступени. Исключением может стать только та часть космонавтов, которая целенаправленно занимается изучением географии или имеет профессиональное географическое/геоэкологическое образование.

В процессе формирования картографической компетентности необходимо обратиться к методам, позволяющим организовать процесс «познания-понимания» карты — как источника геоинформации географических знаний.

Картографический метод исследования является эффективным инструментом познания закономерностей пространственного размещения, а также структуры географических объектов и явлений, их взаимосвязи и динамики изменения, средством геоэкологического мониторинга и прогнозирования. При работе с географической картой важным является анализ и синтез геоинформации. Анализ и синтез географической информации позволяют сформировать представление об изучаемом географическом объекте. Важная роль отводится географическому описанию, которое является определенным результатом в работе с географической картой. Широчайшие возможности в изучении природных и техногенных процессов и явлений Земли, а также многих аспектов общественной деятельности человека открылись благодаря интеграции картографического и аэрокосмического методов географических исследований.

Восприятие картографической информации космонавтами во многом зависит от психолого-возрастных особенностей личности каждого космонавта, особенностей развития мышления, памяти, т.к. действующие космонавты имеют значительную разницу в возрасте и оценка восприятия географического объекта следствием этого может быть разной.

Для космонавтов, не имеющих географического образования, географическая карта представляется достаточно сложным видом геоинформации.

Научное знакомство с картой должно осуществляется по следующим этапам:

– формирование картографических знаний;

– овладение практическими приемами/навыками работы с картой;

– осмысление содержания карты;

– пространственно-территориальное представление;

– привязка географических объектов к территориальным признакам и географическим образам.

Этапы восприятия картографической геоинформации на каждом этапе подготовки космонавтов становятся более сложными, т.е. изучение и приобретение практических навыков работы с географической картой строится по принципу: «от простого к сложному».

Карта в процессе подготовки космонавтов выполняет очень важную психолого-педагогическую роль — способствует упорядочению знаний, отмечает их усвоение и запоминание. Работа с картами способствует дальнейшему развитию воображения, памяти, логического мышления и речи космонавтов, умений анализировать, сравнивать, сопоставлять и делать заключения. Карта является самым доступным и очень действенным средством активизации обучения в смысле развития самостоятельности космонавтов, возбуждения у них интереса к предмету дисциплины и установления связей физической географии с жизнью. Например, с картами могут проводиться разнообразные по содержанию и форме фронтальные и индивидуальные практические работы на любых семинарских занятиях перед началом практических работ.

Подводя, итоги, можно отметить, что необходимо в процессе подготовки космонавтов использовать лекционно-семинарскую форму обучения, а затем, приобретя определенные знания и умения, для дальнейшего развития навыков перейти к практическим занятиям на тренажере «ВИН» для отработки навыков (сначала с помощью инструктора, а затем — самостоятельно).

Деятельность специалиста при формировании картографической компетентности в рамках географической подготовки космонавтов:

– на подготовительном этапе специалист должен разработать авторский материал, применимый к подготовке космонавтов; согласовать деятельность подготовки в отделении с основными требованиями, предъявляемыми к знаниям, умениям и навыкам, предъявляемым к космонавтам;

– на организационном этапе специалисту необходимо ознакомить космонавтов со структурой и содержанием предъявляемых требований к уровню полученных знаний;

– на содержательном этапе специалист должен осмыслить основные требования, предъявляемые к знаниям, умениям и навыкам космонавтов, и выстроить на завершающем этапе обучения подготовку к аттестации. Таким образом, чтобы как можно рациональнее было использовано оставшееся время, отобрав при этом для повторения и обобщения такие приёмы и методы в изученных темах, где применим картографический материал, который вызывает затруднение у большинства космонавтов.