ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА «СОЗВЕЗДИЕ» В КОНТЕКСТЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ
© С.Л.Милютина
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2016 г.
Процессы модернизации российского образования ставят перед дополнительным образованием важнейшие социальные задачи воспи-тания: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, инициативности, самостоятельности, толе-рантности, способности к успешной социализации в обществе и ак-тивной адаптации на рынке труда. В этих условиях актуальной явля-ется создание такой воспитательной системы, которая позволит осу-ществлять целенаправленную деятельность по организации сотрудни-чества взрослых и детей для наиболее полного саморазвития и само-реализации учащихся, их адаптации к современным условиям жизни.
На протяжении многих лет Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» г. Калуги создает воспитательную систему учреждения, которая стимулирует процесс целенаправленного само-определения ребенка через организацию субъект-субъектного обще-ния, заинтересованного, инициативного взаимодействия между участниками образовательного процесса.
Осуществляется разработка научно-педагогических материа-лов, обеспечивающих повышение качества воспитательной деятель-ности.
Разрабатываются основные компоненты воспитательной среды Центра: ценностно-ориентационный, функционально-деятельностный, коммуникативный, пространственно-временной и диагностико-аналитический.
Воспитательная система выстраивается на следующих принци-пах:
– доступность и бесплатность дополнительного образования детей;
– гуманизация, демократизация образовательного процесса;
– индивидуализация, учет возрастных интересов детей;
– сохранение и укрепление здоровья детей;
– связь с семьей, ориентация на культурно-образовательные интересы семьи;
– сохранение и развитие национально-культурных традиций;
– ценностное отношение к образованию в воспитании гражда-нина-патриота;
– взаимодействие общего и дополнительного образования;
– открытость образования, государственно-общественный ха-рактер управления.
Воспитание понимается как процесс совместной выработки ценностей, норм, задач социальной деятельности через сотрудниче-ство и сотворчество. В процессе воспитания соотносится жизненный опыт детей с бытующими в современном обществе моральными и культурными образцами (нормами), происходит понимание смыслов человеческого существования, что позволяет ребенку обратиться к задаче жизнетворчества.
Главная воспитательная задача Центра — увлечь и максималь-но поддержать ребенка в определении его интересов, ценностей, смыслов, целей, возможностей, чтобы он смог самостоятельно выби-рать пути преодоления жизненных препятствий (проблем), сохраняя человеческое достоинство, одаривая других своими талантами и иде-ями.
Результаты и эффективность воспитания в условиях Центра определяются готовностью ребенка к сознательной активности и са-мостоятельной творческой деятельности, позволяющей ему ставить и решать задачи, на основе усвоенных и воспроизведенных культурных ценностей и социального опыта.
Управление воспитательной системой Центра носит рефлек-сивно-гуманистический характер. Это — организованное целенаправ-ленное взаимодействие участников образовательно-воспитательного процесса, каждый из которых выступает и в роли субъекта, и в роли объекта управления. Проектируется модель воспитательного про-странства.
Важнейшими составляющими модели воспитательного про-странства являются три внутренних процесса: педагогическое со-управление, детское самоуправление и сотворчество в детско-взрослом соуправлении.
Соуправление проявляется в появлении, рождении идеи (или формулировании проблемы), создании творческой группы едино-мышленников, которая разрабатывает проект, проводит его эксперти-зу, готовит проект управленческого решения. На этих стадиях неваж-но, на какой ступеньке управленческой вертикали родилась идея, кто по возрасту ее автор — взрослый или ребенок. Важен ее воспитатель-ный и творческий потенциал.
Демократическая функция соуправления — строить жизнедея-тельность коллектива, идя от ребенка, его интересов, запросов, ценно-стей, идеалов, создавая в коллективе атмосферу защищенности для каждого.
Самоуправление. При самоуправлении возможно локальное управление, когда конкретное детское объединение имеет свои органы управления и может работать самостоятельно. Так самоуправление позволяет определить и выполнить «детский социальный заказ».
Сотворчество объединяет процессы педагогического соуправ-ления и детского самоуправления в единую систему. В процессе со-творчества педагоги, дети и родители, решая воспитательные задачи, могут в полной мере осознать общность своего коллектива, почув-ствовать себя ответственными субъектами воспитательного процесса. Именно в сотворчестве педагогов и воспитанников происходит фор-мирование партнерских отношений между людьми разного возраста, имеющих разный жизненный, социальный и творческий опыт.
Проектирование осуществляется на основе программного под-хода.
В разработке и реализации программ Центра участвуют раз-личные специалисты:
– педагоги и специалисты службы воспитательных технологий (педагоги-организаторы, режиссеры, концертмейстеры, художники, звукооператоры) и других подразделений Центра;
– родительский комитет и детско-юношеский актив Центра;
– представители учреждений дополнительного образования де-тей и общественности;
– заместители директоров по воспитательной работе, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования школ.
Воспитательная система Центра — это постоянно развивающе-еся явление. Развитие системы — процесс управляемый, поэтому мы всегда стремимся найти оптимальное сочетание между традициями и новациями. Создаются все условия, начиная от социального заказа родителей для воспитанников раннего возраста до формирования вы-бора самим воспитанником сферы профессиональной деятельности.
Перспектива развития воспитательной системы Центра «Со-звездие» направлена на реализацию следующих задач:
– развитие детского самоуправления и социально-значимых инициатив воспитанников;
– активизация роли детей в культурной жизни Центра и города;
– создание условий для социализации детей, формирования их коммуникативных навыков;
– обеспечение социально-психологической и информационно-культурной поддержки семьи.