АНТРОПОЦЕНТРИЗМ И КОСМОЦЕНТРИЗМ

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ И КОСМОЦЕНТРИЗМ

© Ю.А.Кувшинов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2017 г.

В год многочисленных юбилеев, связанных с космосом, следует сказать о его роли в жизни человечества. Космос дает наглядное представление о Пространстве и Времени. На Земле нет пространства, только расстояния. Реальное объемное бесконечное Пространство – это Космос, что ощущает каждый человек, вглядываясь в звездное небо. Космос – это Время, день – вращение Земли вокруг своей оси, месяц – фазы Луны, год – оборот Земли вокруг Солнца. Само понятие Причины возникло у человека при взгляде на звездное небо – кто это создал, когда и, главное, зачем. К.Э. Циолковский много размышлял об этом [1].

Как соотносятся человек и Вселенная интересовало еще древних греков с их космоцентрическим мировоззрением. Именно тогда появилась идея человека как микрокосма, отражение великого и бесконечного Космоса. Сейчас антропоцентрическое мировоззрение привязывает человека к телу, а значит к животному состоянию и поведению. Трудно говорить о высоких целях и устремлениях без космоцентрического взгляда на мир. Наивысший уровень развития техники и морали в нашей стране наблюдался именно в годы максимального устремления в Космос, начиная с запуска первого спутника, юбилей которого отмечается в этом году. Устремление в Космос объединяет человечество, ибо грандиозная задача освоения Вселенной возможна при соединении усилий стран и народов. Вся философия К.Э Циолковского - это ярко выраженный космоцентризм, само мировоззрение русского космизма космоцентрично. Это мировоззрение не устарело, до него еще надо дорасти. В настоящее время при господстве антропоцентризма, массового распространения эгоизма и гедонизма делается все, чтобы удержать человечество в этом состоянии. Глобальный экологический кризис есть следствие антропоцентризма и его не разрешить никакими техническими ухищрениями. Нарастающее потепление, учащение погодных аномалий связано с перегревом страстей и желаний непрерывно увеличивающегося человечества, безудержного потребительства. Если исчезнет лес – легкие планеты, то как можно остановить глобальное потепление?

Само слово «космос» означает лад, гармонию человека и природы, человека и человечества. Земля – это космический корабль, несущийся в бесконечных просторах Вселенной. Выход из экологического кризиса – это переход на режим космического корабля с использованием всего опыта мировой и отечественной космонавтики. Бесконечный прогресс невозможен на ограниченной размерами и ресурсами Земле. Циолковский устремлялся в Космос еще и по этой причине [2]. Мир это Космос, мировоззрение – это космовидение. Одна из главных работ Циолковского называлась «Исследование мировых пространств реактивными приборами». В русском языке слово «мир» многозначно, это и Вселенная, и отсутствие войны, и гармония между людьми, и само сообщество людей, которое так и называлось: «миряне». Космос это и есть мир и лад между людьми. Космоцентрическое мировоззрение может объединить и гармонизировать людей, а вот эгоистический антропоцентризм нет, что мы сейчас и наблюдаем. Русский космизм призван стать общегосударственным мировоззрением, он должен изучаться в школах и вузах. С его помощью нужно решать вопросы экологии и общественного мироустройства. Год космических юбилеев еще раз дает возможность пересмотреть цели и ценности современного общества. Человек измеряется не от макушки до пяток, что характерно для антропоцентризма, он измеряется от макушки до неба. Космос и есть мера для человека и человечества. Только устремление в Космос дает реальную картину мира, это и есть мировоззрение. Без меры, Космоса можно ли говорить о мировоззрении? Русский космист Н.А. Умов писал: «И с несомненностью открывается смысл нашего существования, Логос нашей жизни, величественная задача человеческого гения: охранение, утверждение жизни на Земле» [3, С.128].

Литература

1. Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной. Калуга: Золотая аллея, 2001. 384 с.

2. Циолковский К.Э. Щит научной веры. М: Самообразование, 2007. 720 с.

3. Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. С.Г. Семенова, А.Г. Гачева. М: Педагогика-Пресс, 1993. 368 с.