БАЗОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОГО КОСМИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ РЕЗУЛЬТАТАМИ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© В.Г.Безбородов, Н.Н.Дубовцев
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и экономика космической деятельности"
2017 г.
Настоящая статья посвящена базовым положениям организации комплексного использования результатов космической деятельности, которые лежат в основе механизмов координации и интеграции работ в этой области.
В течение многих лет космическая техника в интересах конечных потребителей создавалась преимущественно исходя из достигнутого технологического уровня бортовой целевой аппаратуры и аппаратно-программных средств передачи, приёма, обработки и предоставления информации конечным потребителям. Базовыми положениями организации комплексного использования результатов космической деятельности, которые лежат в основе механизмов координации и интеграции работ в этой области могут быть:
Первое базовое положение – в соответствии с требованиями Основ государственной политики в области использования результатов космической деятельности в интересах модернизации экономики Российской Федерации и развития ее регионов на период до 2030 года (далее – Основы), утверждённых Президентом Российской Федерации (Пр-51 от 14 января 2014 г.) и последующих решениях Правительства Российской Федерации по их реализации необходимо реализовать принципиально иной подход, при котором космическая техника должна создаваться, опираясь на требования конечных потребителей.
Второе базовое положение – формирование системы обратной связи с потребителями космических продуктов и услуг, включающей:
– систему сбора, систематизации и анализа спроса потребителей космических продуктов и услуг, их учёта при создании и эксплуатации перспективных космических средств;
– систему доведения космических продуктов и услуг до потребителей на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Третье базовое положение неразрывно связано с первым и предусматривает реализацию алгоритма комплексного космического обеспечения, ориентированного на наиболее полное удовлетворение задач потребителей за счет использования разнородных информационных ресурсов, включая космические.
Четвёртое базовое положение – возможность реализации технологическими платформами следующих функций:
– участие в формировании стратегий социально-экономического развития, включая отраслевые стратегии, в том числе субъектов Российской Федерации и плана реализации таких стратегий;
– формирование тематик исследований и разработок, поддерживаемых за счет средств федерального и (или) регионального бюджета при условии софинансирования со стороны технологических платформ;
– формирование государственного заказа на подготовку специалистов, участие в разработке и реализации программ такой подготовки;
– вовлечение в гражданский оборот прав на результаты интеллектуальной деятельности, необходимые для инновационного развития участников технологической платформы, в том числе прав на результаты, принадлежащие Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, а также на иные результаты, полученные с привлечением средств бюджета.
С учетом изложенного комплексное космическое обеспечение потребителей можно определить как один из наиболее эффективных инструментов, обеспечивающих интеграцию и координацию работ в области использования результатов космической деятельности.