БУДУЩЕЕ ПРИЗЕМНОЙ КОСМОНАВТИКИ

БУДУЩЕЕ ПРИЗЕМНОЙ КОСМОНАВТИКИ

© В.Д.Кусков, Е.Л.Новикова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и научное прогнозирование"
2017 г.

Космонавтика с момента ее зарождения ориентировалась только на РН вертикального старта. Это основное направление поддерживается и сегодня. Как направление развития рассматривается создание возвращаемых первых ступеней ракет, восстановление кислородно-водородной техники. На сегодня космонавтика предполагается невозвращаемой.

Человечество очаровано и сегодня идеями Циолковского от ракетостроения к постижению устройства космического мироздания. Перспектива «лучистого» человечества — выход в космос и завоевание космического пространства. Во всех задачах рассматривается выход в космос вертикальным стартом, и в последнее время отрабатывается вертикальное возвращение первой ступени.

Однако, опыт применения орбитальных группировок и отдельных КА указывает на следующие слабо угадываемые проблемы развития приземной космонавтики:

– многофункциональное интегрированное применение информационных космических систем в интересах решения земных проблем;

– необходимость возвращения на Землю КА различного типа;

– необходимость ремонта отработавших КА и их повторного использования.

Направление дальнейшего развития приземной космонавтики представляется в виде единой эксплуатируемой (обслуживаемой) наземно-космической системы, включающей в себя выведение КС, эксплуатацию на орбите, возвращение КА на Землю, ремонт и восстановление в наземных условиях с последующим повторным применением.

Идеи завоевания космического пространства волнуют умы создателей лунных и марсианских баз на основе сверхтяжелых носителей. Правда, уже раздаются робкие голоса: «А зачем это?». Постановка вопроса «ЗАЧЕМ?» носит гуманитарный философский характер, не более. Полеты на Марс не имеют пока серьезного обоснования. Пока науке не известен принцип космических перемещений, и улететь далеко от Земли невозможно. Реально только путем запуска автоматов-разведчиков в пределах Солнечной системы.

Дозволенные средства перемещений дают землянам только возможности обустраивать приземную космонавтику активно сочетая достижения авиации и ракетостроения. Авиация позволяет поднять в аэродинамическом полете и вывести на уровень ракетного полета космические аппараты различного назначения, используя космические буксиры. Возвращение на Землю осуществляется переводом КА на монтажно-стыковочную орбиту с первой аэродинамической ступенью. Объект возвращается в транспортном отсеке аэродинамической ступени. В России разработан под руководством академика Образцова И.Ф. проект авиационно-космической транспортной системы (АКС) высокой технико-экономической эффективности. С помощью АКС в структуре космической эксплуатируемой системы могут быть реализованы проекты приземного космоса различного назначения.

Принцип выведения авиационного носителя (Космоплан) с подвижного стартового устройства (разгонная тележка) позволяет создать систему наивысшей технико-экономической и коммерческой эффективности. Из всех рассматриваемых вариантов выведения в космос и возврата на Землю принцип АКС абсолютно перспективен для приземной космонавтики, что подтверждено соответствующими расчетами. Альтернативой принципу АКС станет открытие новых неракетных способов перемещения в пространстве.