ЧЕЛОВЕК В КОНСТРУКЦИИ УНИВЕРСУМА. ПАМЯТИ Л.В. ЛЕСКОВА

ЧЕЛОВЕК В КОНСТРУКЦИИ УНИВЕРСУМА. ПАМЯТИ Л.В. ЛЕСКОВА

© Н.Л.Лескова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2017 г.

Материалы доклада подготовлены на основе трудов действительного члена Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, доктора физико-математических наук, профессора Л.В. Лескова (1931-2006).

На заре неолитической революции человек открыл для себя космос как священное пространство. Как пишет историк культуры Мирча Элиаде, человек ощущает себя обитателем «открытого» Космоса и сам «открыт» Космосу, постоянно общаясь с богами и демонами, его населяющими [1, С.214].

На протяжении последующих тысячелетий отношение человека к космосу испытало несколько крутых поворотов. Основой античной культуры был внеличностный космологизм: человек приходит в мир неизвестно откуда, а затем уходит в небытие. Пифагор определил космос как мировую гармонию. Аристотель развил эту тему: космос – это мировая рабовладельческая система. Высшей причиной, которая определяет его бытие, является фатум, рок, судьба − отражение непознаваемых космических сил [2, C.118-119].

Христианство освободило человека от космического рабства, открыло дорогу к духовному освобождению, однако земная жизнь воспринималась в эпоху Средневековья как юдоль страданий, избавление от которых ожидало избранных в Небесном граде.

Бунт против этого духовного аскетизма ознаменовало краткое время Возрождения. Эпоха возрожденческого титанизма сменилась прагматическим временем М. Лютера и Ж. Кальвина, для которых идеи космизма значили очень мало. Современным порождением этого времени стал новоевропейский человек − маргинал Космоса, замкнувший самого себя в социоцентрической идеологии модерна [3, С.250-251].

Стоит вспомнить и об извечных космических категориях пространства и времени. В «Кольце Нибелунгов» Р. Вагнер предсказывает, что дни культуры модерна, решившейся на противоборство с самим космосом, сочтены. Пророческую мысль Вагнера подхватил А. Скрябин. В своих сочинениях «Поэма экстаза» и «Поэма огня» он предвидит рождение нового общества. Одним словом, без возврата к извечным идеям космизма найти путь к устойчивому будущему невозможно [3].

Возрождение космизма состоялось на основе двух диаметрально противоположных подходов. Первый из них предложила философия постмодернизма, второй стала парадигма универсального эволюционизма. В основе сценариев космической эволюции человечества лежат прогнозы таких разных мыслителей как К.Э. Циолковский и К.Н. Леонтьев. Если Циолковский [4], развивая космическую идею, пришел от первоначального фатализма к концепции счастливой и всепобеждающей разумной жизни во Вселенной, то путь идейных исканий Леонтьева был противоположным. Однако, вчитываясь в страницы их сочинений, находишь немало и сходства. Они звучат как предостережения. Они одинаково полезны и как бы дополняют друг друга.

К оценке реальных связей человека с космосом подходит и Н.А. Бердяев [5] в своей концепции мэонической свободы, несотворенного Ничто. Его понимание Ничто как мэона близко также к учению Платона о Едином и об эйдосах. Скрытый смысл концепции мэона угадывается у Бердяева при описании космоса и его центра − человека − как дитя несотворенной мэонической свободы. Творчество, утверждал Бердяев, есть всегда прирост, прибавление, создание нового, небывшего в мире [6].

К разгадке нераскрытых тайн антропокосмической парадигмы и сущности Ничто (мэона как источника творческой активности) приблизился П.А. Флоренский [7]. Исходя из своего учения об антиномичности, Флоренский попытался построить собственную модель Вселенной. Следующий шаг сделал В.И. Вернадский [8] своей концепцией о ноосфере.

Рассматривая труды русских мыслителей, мы не можем дать ответы на все вопросы современности, но их изучение позволяет нам снизить риск выхода за границы «коридора» оптимальных действий.

Литература

1. Элиаде М. Мефистофель и андрогин. СПб.: Алетейа, 1998. 374 с.

2. Лесков Л.В. Нелинейная Вселенная – новый дом для человечества. М.: Экономика», 2003. 446 c.

3. Лесков Л.В. Примет ли нас XXI век? Предвидение в диалогах. М.: МИСК, 2009. 360 с.

4. Циолковский К.Э. Космическая философия. М.: УРСС, 2001. 480 с.

5. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. 383 с.

6. Бердяев Н.А. Самопознание. М.: Международные отношения, 1990. 336 с.

7. Флоренский П.А. Мнимости в геометрии. М.: Лазурь, 1991. 96 с.

8. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Наука, 2003. 258 с.