ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ АЭРОКОСМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН И ЯВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
© И.В.Иванова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2017 г.
Важной особенностью жизнедеятельности современной цивилизации является интенсивное освоение космического пространства, развитие наукоемких отраслей производства. Выход человека за пределы планеты Земля повлёк за собой значительное расширение сферы взаимодействия человека с природой.
Сегодня аэрокосмическая отрасль предстает как вершина технического прогресса, она охватывает фундаментальные и прикладные естественные науки, различные виды техники (авиация, космонавтика, энергетика, радиотехника, робототехника и т. д.). Ее развитие находит отражение в образовательной системе. Как отмечается в трудах О.А. Базалук, О.И. Донина, В.В. Кольга, В.И. Майоровой, Г.А. Полтавец, И.Ю. Порус, Б.Г. Пшеничнер, А.М. Садовского, С.П. Яценко, одним из новых направлений в педагогике сегодня является аэрокосмическое образование, имеющее большие возможности для гуманизации образования и саморазвития личности [1].
В документах XXI века, разработанных на уровне ЮНЕСКО и Совета Европы, сформулирована концепция глобального образования, ориентированная на развитие идеи «Земля – общий дом». Концепция ориентирована на выработку у детей сознания, что все люди – одна семья, и каждый человек способен активно участвовать в мироустройстве.
Педагогическая система аэрокосмического образования в первую очередь направлена на формирование нового научного мировоззрения, опирающегося на богатые традиции русского космизма и русской культуры, на новые достижения экологической науки и глобального образования. Данная педагогическая система находит свое воплощение в условиях дополнительного образования, что по-новому позволяет решить его основные задачи.
Исследователь аэрокосмического образования И.Ю. Порус подчеркивает роль дополнительного образования и указывает на то, что в его условиях дети и молодежь имеют возможность заниматься научно-практической и творческой деятельностью, что позволяет осуществлять их личностное развитие и раннюю профессиональную самоориентацию [2, с.2]. Ученый отмечает, что необходимо с ранних лет приобщать ребенка к космическому мышлению, осознанию своей неразрывной связи со Вселенной, к пониманию, что они живут на уникальной планете, природу которой необходимо сохранить.
Содержание исследований О.И. Дониной, В.В. Кольга, Д.А. Князевского, Е.П. Левитана, О.В. Панфёровой, Г.А. Полтавца, И.Ю. Порус и других ученых позволяют говорить о том, что дополнительное аэрокосмическое образование детей расширяет представление аэрокосмического образования в его привычном понимании, и в основном это связано с возможностью его получения в условиях дополнительного образования. Здесь идет речь не только о реализации задач профессиональной ориентации детей и молодежи в сторону выбора профессий технического профиля, патриотического воспитания, обнаруживается образовательный потенциал аэрокосмического образования, связанный с созданием возможностей для самопознания, творческого и личностного саморазвития, развития ценностно-смысловой сферы, нравственных ориентиров, и, как следствие, создание условий для становления личной ответственности.
Сегодня развитие дополнительного аэрокосмического образования возможно не только в условиях образовательных организаций дополнительного образования детей, но и во внеурочной деятельности в школе в условиях освоения ФГОС НОО, ООО. В рамках реализации дополнительных образовательных программ аэрокосмической тематики возможно решение задачи не только приобщения детей к космическому наследию, но и создания условий для формирования ценностно-смысловой сферы личности через формирование глобальной ответственности (ответственности в масштабах Вселенной).
Литература
1. Иванова И.В. Дополнительное аэрокосмическое образование детей: возможности в становлении саморазвивающейся личности : раздел в монографии //Образование и педагогические науки в XXI веке: актуальные вопросы, достижения и инновации / Под общ.ред. Г.Ю. Гуляева. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2017. 192с. С.78-87.
2. Порус И.Ю. Аэрокосмическое образование как новое направление развивающего обучения (аспект профессионального самоопределения): автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Чебоксары, 1998. 22с.