Ф.А. ЦАНДЕР – УЧЕНЫЙ И ИЗОБРЕТАТЕЛЬ В ОБЛАСТИ ТЕОРИИ МЕЖПЛАНЕТНЫХ ПОЛЁТОВ (К 130-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

Ф.А. ЦАНДЕР – УЧЕНЫЙ И ИЗОБРЕТАТЕЛЬ В ОБЛАСТИ ТЕОРИИ МЕЖПЛАНЕТНЫХ ПОЛЁТОВ (К 130-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

© И.П.Пономарева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы космической медицины и биологии"
2017 г.

Фридрих Артурович Цандер – советский ученый и изобретатель реактивных двигателей и летательных аппаратов, один из пионеров ракетной техники. Родился 23.08.1887 г. в Риге в семье балтийских немцев. Отец – Артур Константинович Цандер, был врачом, доктором медицины, однако увлекался не только медициной, но и другими естественными науками. Рассказы отца о полетах и запуски воздушных змеев возбудили в мальчике мысль, о возможности добиться перелета на другие планеты.

1896 г. – Фридрих Цандер был определен в частную школу, а в 1898 г.- зачислен в первый класс Рижского городского реального училища, которое он закончил через 7 лет, став одним из лучших учеников. В последнем классе ему довелось ознакомиться с работой выдающегося русского учёного-самоучки К.Э. Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами», после чего юношу уже не оставляла мечта о покорении космоса. Во время обучения на инженера в Рижском политехническом институте молодой инженер даже выполнил расчет траектории полета межпланетной ракеты, которая могла бы достичь поверхности Марса. Тема полета к Красной планете волновала Ф.А. Цандера всю жизнь.

Первая опубликованная работа была посвящена межпланетным путешествиям. Он рассматривал в ней вопросы жизнеобеспечения человека в космическом полете. Фридрихом Артуровичем была предложена идея космических оранжерей, т. е. выращивания съедобных растений непосредственно на борту космического корабля. Позднее он проводит эксперименты по системе жизнеобеспечения, выращивает в древесном угле горох и капусту.

Научные исследования Ф.А. Цандер начал в 1906-1908 гг. Будучи студентом, он вел наблюдения Луны и других планет, делал всевозможные расчеты. В сохранившейся в семейном архиве тетради, озаглавленной «Мировые корабли (эфирные корабли), которые обеспечат сообщение между звездами, движение в мировом пространстве», Ф.А. Цандер сделал первые записи расчетов космических кораблей, а также полетов на Марс и Венеру. Позднее, в 1909-1913 гг., свои теоретические выкладки он сопровождает экспериментальными исследованиями.

В 1911 г. им была предложена идея использования части конструкции корабля как дополнительного запаса высокоэффективного топлива. Цандер с отличием окончил Рижский политехнический институт (1914 г.), получив диплом инженера-технолога, начал работать на заводе. В августе 1915 г. в связи с войной Ф.А. Цандер вместе с заводом был эвакуирован в Москву.

В Москве в годы революции и послереволюционного подъема прошел наиболее плодотворный творческий период жизни Цандера, когда он стал пионером ракетостроения в нашей стране и выдвинул ряд замечательных, далеко опередивших эпоху идей о возможности осуществления межпланетных полетов. Именно благодаря работам этого периода имя Ф.А. Цандера вошло в историю науки и техники.

Начиная с 20-х гг. Ф.А. Цандер выступал с публичными докладами о межпланетных сообщениях. Если до революции он, как и К.Э. Циолковский, был ученым-одиночкой, то теперь он чувствовал поддержку советской общественности. Он был страстным пропагандистом и популяризатором идей межпланетных сообщений. Вместе с Ю.В. Кондратюком и своим учителем К.Э. Циолковским было организовано «Общество изучения межпланетных сообщений», в работе которого Цандер принимал самое деятельное участие в качестве члена Президиума общества, возглавив научно-исследовательскую секцию. На состоявшейся в апреле-июне 1927 г. в Москве «Первой мировой выставке межпланетных аппаратов и механизмов» Фридрих Артурович успешно демонстрировал свои проекты.

В сентябре 1931 г. при Центральном совете Осоавиахима в Москве создается группа изучения реактивного движения (ГИРД). Ф.А. Цандер избирается председателем этой группы и остается им до 1 мая 1932 г., когда начальником ГИРД-а назначается С.П. Королев.

Создается производственная часть ГИРДа, выделено помещение на Садово-Спасской улице, увеличены штаты. В 1933 г. конструктор построил и испытал реактивный двигатель ОР-2 на жидком кислороде с бензином, развивавшего тягу до 100 кг. Параллельно он работал над созданием первых советских ракет на жидком топливе, например ГИРД-Х.

Работа в ГИРД-е требовала все большего напряжения сил и энергии, что вконец подорвало силы Ф.А. Цандера. Чрезмерное напряжение, работа буквально на износ, вызвали сильное переутомление. По настоянию коллектива и врачей Фридрих Артурович был отправлен для отдыха и лечения в г. Кисловодск. По дороге он заразился брюшным тифом. Ослабленный организм не выдержал тяжелой болезни, и талантливейший инженер-конструктор скончался 28 марта 1933 г. на 46 году жизни.

Ф.А. Цандер был похоронен в г. Кисловодске, на Старом Военном кладбище.