ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ МОНИЗМА К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО

ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ МОНИЗМА К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО

© А.С.Кайгородов, С.В.Колоярцев
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2017 г.

Монистическая система К.Э. Циолковского есть синтез научного, философского и религиозного взглядов на действительность, постулирование развития высшей причины и пути к благому. Эта философская мысль направлена на поиск единого, познаваемого, но и не отвергает таинственного, не вписывающегося в рационалистическую картину мира.

Для Циолковского современные ему наука и религия равны в своем несовершенстве и ограниченности познания конкретной эпохи. Новое интегральное мировоззрение предлагает методологию движения к высшим ценностям для человека: единение, усиление социальных связей, создание единого хозяйственного, транспортного, промышленного организма, единство социальных целей и задач [1].

Зло есть преходящее качество эпохи становления; избавление от зла есть движение от несовершенства природы, человека, общества к совершенству. Добро в материальном мире не является абсолютным, однако является гарантированным конечным продуктом развития разума.

Наличие зла – побочное явление на пути к совершенству. Но даже зло является инструментом Причины на пути достижения совершенства. Причина есть благо, добро, совершенство. Она благосклонна к материальному миру, как мать к своим детям. Эти уроки для развенчания иллюзий ограниченной замкнутой жизни, которая не видит единую космическую цель своего существования, так как не существует непосредственной связи Причины и каждого отдельного существа. Минимальная структура, в судьбе которой начинает проявляться нравственный закон Причины, это планетарная организация разумной жизни.

Локальные цивилизации, образовавшись от объединения разобщённых групп существ, объединятся в структурированное целое. Затем образуются объединения космических масштабов, и впоследствии, разрастаясь до сверхгалактических масштабов, они культивируют и интегрируют всё более и более разумную жизнь [2].

О важности самой философии и этики монизма для К.Э. Циолковского говорит его утверждение о том, что теорию ракетостроения он разработал лишь как приложение к своим философских изысканиям.

Литература

1. Циолковский К.Э. Космическая философия. М.: УРСС, 2001. 480 с.

2. Циолковский К.Э. Щит научной веры. М.: Самообразование, 2007. 720 с.