ФОРМИРОВАНИЕ ПРОДУКТОВЫХ СТРАТЕГИЙ РЕАЛИЗАЦИИ КОСМИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОДУКТОВЫХ СТРАТЕГИЙ РЕАЛИЗАЦИИ КОСМИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА

© В.В.Журавский, Б.Е.Курбатов, Н.Ю.Недбайло
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и экономика космической деятельности"
2017 г.

В условиях ставшего уже традиционным для нашей страны ограничения бюджетного финансирования космической деятельности все большую роль в ее успешной реализации начинают играть финансовые средства из внебюджетных источников, которые в подавляющем большинстве случаев следует рассматривать как инвестиции. Однако инвестиционная привлекательность космических проектов по ряду причин часто бывает недостаточной для полноценного их осуществления даже на условиях частно-государственного партнерства.

Большая длительность периода инвестиционной фазы, сроков окупаемости, значительные по количеству и величине риски проектов, их сложная организационная структура, закрытый характер большинства технологий создают условия, существенно усложняющие процесс возврата денежных средств, вложенных в проект и получение им процентного дохода. С этой точки зрения наибольший интерес для инвестора представляет эксплуатационная фаза проекта, позволяющая за счет реализационной деятельности сформировать денежный поток нужной направленности и интенсивности. Именно недостаточно интенсивную реализацию на коммерческой основе продуктов космических проектов можно считать в настоящее время их слабым местом.

С целью устранения указанного недостатка предлагается модифицировать стратегию реализации проектов в направлении использования современных информационно-коммуникационных технологий. Новые продуктовые стратегии, ориентированные на крупномасштабное использование технологий электронного бизнеса, позволят существенно расширить круг не только потенциальных, но и реальных потребителей в разнообразных сегментах рынка космических услуг. За счет этого можно обеспечить переход к массовому потреблению продуктов различных направлений информационной деятельности, спрос на которые в обозримой перспективе будет только расти.