ИНЖЕНЕРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В АВИАЦИИ И КОСМОНАВТИКЕ

ИНЖЕНЕРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В АВИАЦИИ И КОСМОНАВТИКЕ

© Т.Б.Нестерович
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы космической медицины и биологии"
2017 г.

Знаменательным событием отечественной авиационной медицины, психофизиологии, психологии труда, инженерной психологии и эргономики стала научно-практическая конференция Научно-исследовательского испытательного центра (авиационно-космической медицины и военной эргономики), посвященная 50-летию становления системных инженерно-психологических и эргономических исследований в Военно-воздушных силах.

Научный руководитель конференции А.А.Меденков в своем докладе на пленарном заседании напомнил, что 3 марта 1967 года в Государственном научно-исследовательском испытательном институте авиационной и космической медицины была утверждена штатная структура научных отделов, ориентированная на проведение системных психофизиологических и инженерно-психологических исследований в авиации и космонавтике. Проведение и координация этих исследований была возложена на отдел Г.М. Зараковского. Основой исследований стало изучение психофизиологической структуры деятельности летчиков, космонавтов и специалистов управления полетами. По результатам исследований обосновывались рекомендации по учету закономерностей переработки информации человеком и влияния факторов полета и условий труда на работоспособность летчика и космонавта. Формированию системной методологии инженерно-психологических и эргономических исследований в авиации и космонавтике способствовало участие сотрудников отдела в выполнении научно-исследовательских работ «Дедукция» и «Авангард» в качестве головного подразделения института.

В результате разработок Г.М. Зараковского и его сотрудников в 1980-х гг. сформировалась методология системного учета ресурсов, характеристик и возможностей человека при проектировании и осуществлении профессиональной деятельности в авиации и космонавтике. Реализация этой методологии сделала возможным обобщение материалов инженерно-психологических и эргономических исследований и подготовку руководства по инженерной психологии Военно-воздушных сил и руководства по эргономическому обеспечению создания и эксплуатации авиационной и космической техники. Эти документы стали организационной и методологической основой системы комплексного учета ресурсов, психофизиологических характеристик и возможностей летного состава и космонавтов в интересах повышения эффективности и надежности их профессиональной деятельности.

На конференции отмечался вклад в теорию и практику учета психофизиологических характеристик и возможностей человека в авиации и космонавтике В.А.Бодрова, Н.Д.Заваловой, Н.И.Фролова, Л.С.Хачатурьянца, их сотрудников и коллег. Говорилось и о роли других ученых и специалистов института в проведении исследований инженерно-психологической и эргономической тематики.

Конференция завершилась проведением круглого стола «Актуальные проблемы развития эргономики в современных условиях», модераторами которого являлись А.А. Меденков и М.В. Дворников. В его работе активное участие приняли Е.А. Бурцева, Ю.А. Гольцев, И.Е. Дорошенко, А.В. Евдокимов, В.А. Ершов, Н.Н. Зацарный, В.М. Звоников, Р.К. Киселев, Ю.Н. Коробков, Э.А. Козловский, В.В. Козлов, И.Е. Крюкова, А.А. Обознов, А.А. Поспелов, О.Н. Рыбников, Н.В. Третьяков, А.В. Чунтул и А.В. Шакула.

В принятом на конференции решении дана высокая оценка состоянию эргономических исследований в авиации и космонавтике, определены актуальные направления исследований и сформулированы предложения по организации эргономического обеспечения создания, испытаний и эксплуатации авиационной и космической техники с учетом реалий экономических отношений между хозяйствующими субъектами.