ИСПЫТАТЕЛИ ЭНЕРГОМАША В КУРУ
© А.А.Сорокин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2017 г.
Служба летных испытаний КБ сопровождает двигатели разработки НПО Энергомаш на всех космодромах мира, откуда осуществляются пуски РН, оснащенных этими двигателями. В докладе освещаются условия, в которых работают наши специалисты на космодроме Куру во Французской Гвиане, откуда в течение шести лет стартуют российские РН «Союз». Считается, что космодром Куру - один из самых эффективных и универсальных космодромов мира. Кроме ракет «Ариан» и «Вега», здесь создан стартовый комплекс и для российского «Союза-2(СТ)». Первый запуск российской РН Союз-СТБ произведен 21 октября 2011 г. Ракета «Союз», стартуя из Французской Гвианы, выводит на геостационарную орбиту по сравнению с Байконуром большую полезную нагрузку, потому что Куру находится почти на экваторе. Продолжительность транспортировки РН «Союз» из Санкт-Петербурга по маршруту протяженностью 5217 морских миль составляет 14,5 суток при скорости корабля 15 узлов. Доставка ракет осуществляется на корабле типа «Колибри», такие же применяются для транспортировки ракет «Ариан-5» и «Вега».
Важным преимуществом космодрома стала его безопасность. Французская Гвиана слабо заселена, лишена риска ураганов и землетрясений. Также специально для обеспечения безопасности космодрома здесь расквартирован 3-й пехотный полк французского Иностранного легиона.
Специалисты НПО Энергомаш командируются на космодромы, как представители главного конструктора, для авторского надзора и контроля соблюдения конструкторской документации при эксплуатации наших двигателей. В монтажно-испытательном комплексе под их присмотром проводятся проверки герметичности двигателей первой и второй ступени, автономные электроиспытания систем и в окончании - зачетные комплексные испытания с анализом телеметрической информации, это как бы имитация полета РН.
Ракета перед пуском четыре дня находится на стартовом комплексе. Первый день - вывоз на старт и стыковка головной части, второй день - автономные и генеральные комплексные испытания с анализом телеметрии (проверка систем РН после транспортировки и «вертикализации»), третий – резервный на случай непредвиденных обстоятельств, четвертый – пусковой день, производится монтаж системы зажигания в камеры сгорания двигателей, РН заправляется компонентами топлива и производится запуск. В момент пуска специалисты НПО Энергомаш находятся на командном пункте и проводят оперативный анализ телеметрической информации по двигателям в «темпе лета» РН.
Стартовая площадка и технический комплекс работают уже более шести лет. С 2018 года начинается новая пусковая программа, на первые семь пусков уже заключен контракт.