ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛАНШЕТНЫХ КОМПЬЮТЕРОВ В ТРАНСПОРТНОМ ПИЛОТИРУЕМОМ КОСМИЧЕСКОМ КОРАБЛЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛАНШЕТНЫХ КОМПЬЮТЕРОВ В ТРАНСПОРТНОМ ПИЛОТИРУЕМОМ КОСМИЧЕСКОМ КОРАБЛЕ

© С.В.Бронников, А.Ю.Калери, В.П.Корвяков, Е.Л.Львов, А.С.Рожков, Д.Ю.Самсонов, Г.А.Толстой
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Проблемы ракетной и космической техники"
2017 г.

Быстрое развитие планшетных компьютеров (ПлК) и внедрение их в человеко-машинные системы является в настоящее время общей мировой тенденцией. ПлК применяются во многих человеко-машинных системах: экипажами самолетов, морских кораблей, расчётами различных военных систем. Цель применения ПлК в человеко-машинной системе – повышение эффективности деятельности операторов, что достигается за счёт более оперативного представления оператору необходимой справочной и инструктивной информации в интерактивном режиме, представления информации в более удобной форме, в том числе, при необходимости, в виде трёхмерных динамичных изображений.

На пилотируемых космических аппаратах (ПКА) впервые ПлК начали применяться на российском сегменте (РС) международной космической станции (МКС) в 2012 году. С 2015 года ПлК используются экипажами на транспортном пилотируемом корабле (ТПК) «Союз». Настоящий доклад является первой публикацией, в которой рассматриваются вопросы применения ПлК на ТПК.

Приводится краткий обзор публикаций по применению ПлК в различных отраслях. Рассмотрены некоторые особенности интерфейсных средств деятельности экипажа ТПК на примере корабля «Союз»: ограничения, накладываемые на технические характеристики интерфейса; отсутствие в ТПК рабочих мест у некоторых членов экипажа.

Предложена концепция использования ПлК в ТПК, заключающаяся в том, что в системе управления ТПК создаётся дополнительный ручной контур управления с применением ПлК, который работает параллельно с контуром, включающим СОИ и органы управления пульта космонавтов. Дополнительный контур, включающий ПлК, позволяет повысить эффективность работы экипажа, обеспечить интерфейс с бортовой автоматикой для членов экипажа, не имеющих стационарных пультов управления на ТПК. Неисправность дополнительного контура не оказывает никакого влияния на уровень безопасности полёта.

Эти особенности позволяют при существенно меньших финансовых и временных затратах создавать на ПлК приложения, которые невозможно или затруднительно реализовать на штатных бортовых компьютерах. Требуемая надёжность работы ПлК обеспечивается их резервированием, установлением ограниченного срока их применения.

В ТПК планшетный компьютер может использоваться для решения таких задач как хранение, редактирование и отображение инструкций экипажа (бортовой документации) по выполнению полётных задач; тренировка экипажа путём реализации на ПлК различных учебно-тренировочных средств; хранение, обработка и отображение параметров полётной обстановки; автоматизированный контроль бортовых систем; автоматизированное планирование деятельности экипажа и полёта в целом; выдача управляющих воздействий; подготовка, хранение и отправка в ЦУП докладов, сообщений, отчётов о ходе полёта; хранение, обработка и отображение баллистико-навигационной информации о полёте; управление автономными системами, например, полезными нагрузками; проведение досуга.

Введение ПлК в систему управления ТПК позволяет сократить цикл принятия решений экипажем, повысить надёжность деятельности экипажа, сократить объём бумажной бортовой документации.