ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РОЛЕВОЙ ИГРЫ «КОСМИЧЕСКИЕ ТУРИСТЫ» В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА (ИЗ ОПЫТЫ РАБОТЫ ГМИК ИМ.К.Э.ЦИОЛКОВСКОГО)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РОЛЕВОЙ ИГРЫ «КОСМИЧЕСКИЕ ТУРИСТЫ» В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА (ИЗ ОПЫТЫ РАБОТЫ ГМИК ИМ.К.Э.ЦИОЛКОВСКОГО)

© ЛогуноваВ.А.
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2017 г.

К.Э. Циолковский, будучи талантливым педагогом, преподавая арифметику, геометрию, физику, астрономию, стремился объяснение урока сделать доступным и понятным для каждого ученика, подготовить уроки интересными, иногда применял на уроках игровые приемы, наделял себя и учеников ролями [2]. Много времени К.Э. Циолковский проводил с учениками на природе: запускал самодельных бумажных змеев, катался с ними на лодке на реке Протве, незримо прививая любовь к родному краю, любовь к природе – тем самым, не отделяя мир человека от мира природы.

Сегодня уже на этапе начального образования, осознание целостности окружающего мира связано с «…освоением основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей…» [5.].

И это не случайно – человечество оказалось на грани экологической катастрофы. «Идея экологизации (от греч. oikos– жилище, местопребывание) проходит красной нитью через все предметные области школьного образования» [4].

«…Все содержание образования перестраивается под углом зрения экологического императива: человек – частичка природы, он либо погибнет вместе с природой, или найдет пути общей с ней эволюции» [подл. с.104].

Одной из четырех программ «Содержательного раздела» ФГОС начального общего образования является «программа формирования экологической культуры» [5].

Понятие «формирование экологической культуры» – это формирование уважительного отношения к природе нашей страны. Это – и «…осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем» [5]. Это – и ориентация «…обучения на диалектику реальной жизни, на проблемы, которые необходимо решать, … формирование необходимости постоянного содружества с природой»[4].

Освоение основ экологической грамотности, как и формирование экологической культуры в целом у младшего школьника, невозможно представить без использования культурно-образовательного потенциала ГМИК им. К.Э. Циолковского, благодаря которому можно донести до учащихся значение космической истории в развитии земной цивилизации, опыта освоения космоса в решении экологических проблем на Земле, экологического состояния Земли.

В Концепции развития музейной деятельности в Российской Федерации на период до 2020 года обращено внимание на необходимость количественного и качественного роста музейных программ, «…предназначенных для различных групп населения и направленных… на экологическое просвещение и воспитание» [1].

Учитывая возможности культурно-образовательного потенциала ГМИК им. К.Э. Циолковского и руководствуясь Концепцией развития музейной деятельности в Российской Федерации на период до 2020 года, автором была разработана в 2011 году ролевая игра – «Космические туристы», чтобы способствовать осуществлению программы формирования экологической культуры младшего школьника. Ролевая игра «…считается одной и наиболее эффективных форм культурно-образовательной деятельности» [7].

Цель ролевой игры «Космические туристы» - формирование бережного отношения к планете Земля и заботы о ней.

Первое, необходимое условие для достижения цели - создание игрового пространства, способствующего погружению в атмосферу игровой ситуации, то есть специальной «педагогической мизансцены» [6.с. 10].Для мизансцены нами было удачно подобрано оборудование, изготовленное художниками: ракета с названием «Космические туристы», вывеска «Бюро космических путешествий», красочные билеты с направлением маршрута путешествия. Все это вызываету детей любопытство, удивление, интерес и желание поиграть.

Вторым – основным моментом игры является использование пространственного восприятия детьми на демонстрационном экране снимка Земли, сделанного из космоса, но в процессе игрового космического путешествия, наши «космические туристы», как бы видят Землю из космоса сами. Именно, вот этот увиденный детьми снимок Земли произвел на них неизгладимое впечатление, всколыхнул чувства детей до глубины души: они никогда не видели ее такой красивой, маленькой и беззащитной. Ведь здесь, на земле, она им кажется необъятной, бесконечной и неизменной, что и порождает ко всему, что происходит на планете «…беспечность, черты смирения, инертности» [3].

Третий момент игры – выявление ценностного отношения детей к планете Земля. Для этого эмоциональное состояние каждого ребенка переводится в русло личностного отношения фразой музейного педагога: «А, чтобы сделал каждый из нас с вами, чтобы наша планета оставалась такой же прекрасной?» Дети охотно отвечают на вопрос. Ответы бывают такими: «Не мусорить!», «Не загрязнять природу!», «Делать автомобили на электрических двигателях!», «Сажать деревья!» и другие.

Пережитые события детьми во время игры, формируют ценностное отношение, которое отличается от любопытства, любознательности и служит импульсом для дальнейшего развития у младших школьников познавательного интереса к экологическим проблемам планеты Земля в других музейных игровых программах.

Ролевая игра «Космические туристы» вот уже на протяжении пяти лет пользуется спросом как у младших школьников, так и у тех детей, которые приходят в музей с родителями.

Эта программа является хорошим дополнением в начальной школе по предмету «Окружающий мир», она способствует эстетическому воспитанию и формированию экологического мышления.

Младшие школьники практически всех школ города Калуги принимали участие в ролевой игре, это школы N 6, 2, 3, 5, 18, 17, 24, 19, 48 и другие. Кроме этого участие в игре принимали ученики из Обнинска, Тулы, Москвы и других городов.

Ролевая игра «Космические туристы» стала украшением таких музейных мероприятий как «Европейская ночь музеев», «День Марса», «Ночь искусств» и других.

Использование ролевой игры «Космические туристы» в работе с младшими школьниками показало, что ролевая игра является интересной, увлекательной, эффективной формой культурно-образовательной деятельности ГМИК им. К.Э. Циолковского, вовлекающая детей в мир экологических проблем, экологической грамотности, экологической культуры, способствующая развитию познавательного интереса к проблемам экологии и умению преломлять полученные знания сквозь призму жизненных интересов.

Литература

1. Концепция развития музейной деятельности в Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] // URL: http://www.mkrf.ru (дата обращения 14.02.17 г.) с. 6.

2. К.Э. Циолковский – народный учитель. Редакционная коллегия: Андросова В.Г., Гришин Д.М., Леонтьев П.И. Тульский госпединститут им. Л.Н. Толстого, 1975. с. 19-20.

3. Нагорский Н.В. Музей в духовной жизни общества. СПб. 2004. с. 68.

4. Подласый И.П. Педагогика. М.: Издательство Юрайт, 2015. с. 104.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2016. с. 19-28.

6. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. М.: Педагогическое общество России, 2008. 224 с.

7. Юренева Т.Ю. Музееведение. М.: Академический проект, 2007. 560 c. 486.