К. Э. ЦИОЛКОВСКИЙ И ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ (ВЗГЛЯД ПЕДАГОГА-ПРАКТИКА)

К. Э. ЦИОЛКОВСКИЙ И ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ (ВЗГЛЯД ПЕДАГОГА-ПРАКТИКА)

© С.С.Захарченко
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2017 г.

Вопросы образования и воспитания интересовали многих и во все времена. Ими занимались И. Г. Песталоцци, Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский. Среди этих знаменитых в педагогике имен нам вряд ли встретится имя К.Э. Циолковского. А, между тем, всемирно известный ученый, теоретик освоения космического пространства более 40 лет проработал учителем в Калуге и Боровске.

Потеряв слух в детском возрасте в результате перенесенной скарлатины, К. Э. Циолковский с трудом усваивал науки на слух. Отношения со сверстниками были непростыми. Константину Циолковскому приходилось самому изучать научные труды, чтобы удовлетворить огромную тягу к знаниям. Став репетитором для получения средств к существованию, Константин Циолковский обнаружил в себе огромный талант педагога, материал объяснял легко и доступно, проделывал виртуозные опыты. Из воспоминаний К.Э. Циолковского: «У меня сверкали электрические молнии, гремели громы, звонили колокольчики, плясали бумажные куколки, проделывались молнией дыры, загорались огни, вертелись колеса, блистали иллюминации и светились вензеля».Он быстро находил общий язык с детьми, умел заинтересовать их, рассказывал увлеченно, объяснял доходчиво. Давая уроки арифметики и геометрии, учитель использовал придуманные и сделанные им самим пособия, которые помогали быстрее освоить новый материал и очень нравились детям.

Позднее, став учителем, К. Э. Циолковский в своей работе применял наглядное обучение, использовал практический метод так, что нередко ученики сами доходили до сути, оставалось только сформулировать теорему. Константин Циолковский был противником зубрежки, он считал, что интересные уроки, наглядность и отсутствие наказания приносят больше пользы. Что подтвердилось впоследствии хорошими и отличными знаниями учеников. Учитывая индивидуальные и возрастные особенности каждого, уча детей свободе выражения собственной мысли, К. Э. Циолковский приобщал учащихся к научным представлениям об изучаемом предмете.В «Планах преподавания арифметики и геометрии на 1892/93 учебный год» Циолковский писал: «Замечу, что судить о познании класса лучше всего по ответам слабейших учеников. Таким образом, учитель не будет никогда иметь преувеличенного мнения об успехах своих клиентов, каковое преувеличенное мнение может сильно вредить делу преподавания».

По мнению К.Э. Циолковского, школа должна решать не только образовательные, но и воспитательные задачи. Он считал необходимым вырабатывать у учащихся правильные взгляды на явления природы, космос, освобождать от суеверий.

В основу своей концепции воспитания К. Э. Циолковский ставил свободу личности, педагогику ненасилия, представления о радостной, счастливой жизни, считал, что «страх наказания следует заменить голосом рассудка, разума, науки». Он критиковал старую школу за то, что она не несет настоящих научных знаний, без которых невозможно воспитать человека будущего, призывал заботиться об ученых, обратить пристальное внимание на образование.

Мы привыкли считать, что наука для К.Э. Циолковского была смыслом жизни, но педагогика была для него не менее важна.