К ПРОБЛЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО И КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
© Е.Н.Буслаева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2017 г.
«Настоящая школа должна бы быть общежитием, окружённым возделанной землёй: садами и полями. Труд физический должен чередоваться с умственным, искусство жизни с наукой. Земледелие и ремесло послужили началом наук и искусств. Пусть также будет и в школе.
Отсутствие насилия, страха, угроз, наказаний, угрюмого настроения есть показатель того, что всё идёт благополучно». Такой видел школу будущего наш гениальный земляк К.Э. Циолковский, и именно в такой образовательной организации должны обучаться и воспитываться дети с ограниченными возможностями здоровья.
Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в настоящее время является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации [1].
Усилия Минобрнауки России сосредоточены на том, чтобы в рамках модернизации российского образования создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для всех лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.
В рамках разработки нормативных правовых актов, необходимых для реализации Федерального закона, подготовлены проекты приказов Минобрнауки России об особенностях организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, об установлении порядка выдачи свидетельства об обучении лицам с ограниченными возможностями здоровья, не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, об установление образца свидетельства об обучении, выдаваемого лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам.
Согласно статье 79 Федерального закона органами государственной власти субъектов Российской Федерации создаются отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В Калужской области для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - дети с ОВЗ) сложились следующие образовательные модели в системе дошкольного, общего и дополнительного образования:
– модель воспитания, развития и обучения детей с ОВЗ в группах компенсирующей направленности в дошкольных образовательных учреждениях (далее - ДОУ);
– модель воспитания, развития и обучения детей с ОВЗ в группах комбинированной направленности в ДОУ;
– модель воспитания, развития и обучения детей с ОВЗ в группах оздоровительной направленности в ДОУ;
– модель обучения и воспитания детей с ОВЗ в специальном (коррекционном) образовательном учреждении;
– модель обучения и воспитания детей с ОВЗ в специальном (коррекционном) классе общеобразовательного учреждения;
– модель обучения и воспитания детей с ОВЗ в общеобразовательном классе совместно с нормально развивающимися сверстниками;
– модель обучения и воспитания детей с ОВЗ по индивидуальным образовательным маршрутам в общеобразовательном классе совместно с нормально развивающимися сверстниками;
– модель обучения и воспитания детей с ОВЗ на дому по индивидуальным образовательным маршрутам, обеспечивающим включение в социокультурное пространство ОУ, в том числе с использованием дистанционного обучения;
– модель образования детей с ОВЗ в учреждениях дополнительного образования.
Таким образом, дети с ограниченными возможностями здоровья могли получить качественное общее образование по выбору, как в форме специального (коррекционного), интегрированного, инклюзивного образования, так и дистанционно.
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 16-16-40018
Литература
1. Иванова И.В., Буслаева Е.Н. Применение арттерапевтических приемов в практике педагогической поддержки детей группы риска // European Social Science Journal. 2015. №11. С.182-187.