КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АЭРОКОСМИЧЕСКИХ КОРПОРАЦИЙ
© С.А.Володина
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и экономика космической деятельности"
2017 г.
Один из основополагающих принципов поддержки стадий жизненного цикла (ЖЦ) создания изделия заключается в их информационном обеспечении. Ключевые стадии ЖЦ включают:
– определение потребности в новом изделии;
– исследование возможных концепций;
– выбор рациональных концепций;
– технологическая подготовка производства;
– наземные и летно-конструкторские испытания;
– изготовление и развертывание, поддержка эксплуатации, снятие с эксплуатации.
Потребности участников проекта создания изделия в информации определяются в процессе планирования их коммуникаций. Учитывается формат и анализ ценности информации, а также то, что часть ресурсов проекта расходуются на ее передачу. Несмотря на приоритетность горизонтальных коммуникаций в проекте, для уменьшения их числа необходимо сохранять определенный уровень иерархии (вертикальные коммуникации).
Отчетность по исполнению отдельных стадий ЖЦ включает мониторинг текущего состояния, оценку прогресса в реализации проекта и прогнозирование.
Основные проблемы управления информацией включают ее искажение, информационную перегрузку, либо дефицит информации. Все это имеет место в процессе коммуникативного взаимодействия и рассматривается на примерах организации стадий ЖЦ проектов конкретных аэрокосмических корпораций и признанных стандартов управления проектами.
Содержательная часть разработки перспективной модели профессиональных компетенций включает изучение и выявление основных признаков совокупности их различных групп (профессиональные навыки, управленческие способности, способности к горизонтальным и вертикальным коммуникациям, интеллектуальный потенциал, самооценку и оценку других сотрудников, определение приоритетов).
Разработанная для каждой из перечисленных позиций модель профессиональных компетенций включает градации недостаточно квалифицированного, квалифицированного и гиперквалифицированного сотрудника. Сформирована типовая структура работ по внедрению модели профессиональных компетенций.
В данной работе внимание акцентируется на способностях сотрудника к горизонтальным и вертикальным коммуникациям:
– предоставление информации;
– результативные межличностные взаимодействия;
– умение слушать;
– ведение переговоров;
– навыки презентаций;
– эффективное командообразование;
– письменная коммуникация.
Для каждой из этих способностей определены свойства, присущие перечисленным градациям сотрудников, сформулированы проблемы и поставлены задачи для обеспечения решения проблемных вопросов в области коммуникативных компетенций.