КОСМИЧЕСКАЯ ЭКОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ВСЕОБЩЕЙ ЭКОЛОГИИ: ФИЛОСОФСКО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ
© Н.М.Солодухо
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2017 г.
Можно выделить два основных подхода в понимании космической экологии (КЭ). Первый подход подразумевает КЭ человека на космических кораблях и станциях. Основоположником гелиобиологии и космической антропоэкологии является русский космист А.Л. Чижевский [1]. Второй подход ведет к экологии окружающей среды при использовании технических средств и, прежде всего, ракетно-космической техники (первые разработки – Габбард, Кесслер): здесь стоят проблемы «космического мусора», чистоты атмосферы, защиты Земли и т.п.
Наряду с биологической экологией, основанной в XIX веке Э. Геккелем, в XX веке возникли принципиально новые направления экологического знания: экология человека (Э. Бюрджесс, Р. Парк), социальная экология (Р. Мак Кензил, Э.В. Гирусов, А.Д. Урсул и др.), экология культуры (Д.С. Лихачев). Экология нашла свое практическое применение в специальной отрасли – экологии техники (промышленной, инженерной экологии). Интересным и практически полезным является связанный с этим проект «зеленой космонавтики», развиваемый С.В. Кричевским [2].
Автором данного материала в середине 90-х гг. XX века была предложена концепция «Всеобщая экология» (ВЭ) с целью общенаучного и философского обобщения экологического знания, сложившегося к концу XX века [3]. ВЭ позволяет дать более свободное и общее понимание экологии как системы знаний о взаимодействии некоторого выделенного объекта с окружающей средой (природной, антропогенной, социально-экономической, социокультурной). Из единства всех экологий автором выведен экологический императив: нельзя добиться глубоких устойчивых результатов в экологии природы без усвоения экологии культуры. С этих позиций экология как общенаучная парадигма выступает философской основой идеологии существования и выживания человечества [4].
ВЭ вмещает в себя два полюса: «материальный» – со стороны «экологии природы» (прежде всего, «биологической экологии» Геккеля) и «идеальный» – со стороны «экологии духа» (сопряженной с «экологией культуры»). Главная особенность ВЭ в том, что она достраивает здание экологии «доверху» – до ее духовных этажей и «держит в уме» указанную выше полюсность экологии. Как общенаучный феномен ВЭ позволяет использовать общенаучные мировоззренческие и познавательно-методологические средства, такие как системный и ситуационный подходы (не ограничиваясь ими). Еще одна особенность ВЭ в том, что она акцентирует внимание на «местопребывании» некого выделенного объекта, что соответствует изначальному наиболее широкому значению греческого слова «οἶκος».
Что дает рассмотрение «космической экологии» сквозь призму «всеобщей экологии»? Поскольку ВЭ предлагает несколько иное, обобщенное (материально-идеальное, фиксируемое в авторском экологическом императиве) понимание экологии, обнаруживая идеологическое и философское звучание современной экологии, то это накладывает новые «обязательства» и на КЭ. В ней появляются новые смыслы (и в этом тонкость данного подхода) – обнаруживается всеобщность философской широты и идеологическая аксиологичность.
Различие между КЭ и экологией космоса (ЭК) я вижу, прежде всего, в том, что в КЭ базовое понятие – «экология», и потому КЭ в большей мере «оживлена» – очеловечена и окультурена (социализирована): КЭ начинается с планеты Земля, с человека и созданных им технических средств (космический корабль, космическая станция и т.п.), которые его выводят в космос и погружают в него. Вот почему КЭ скрывает в себе идеологическую и философскую возможности (и то, и другое «согрето теплом» человека и человеческой мыслительной и предметной деятельностью). А в ЭК базовым понятием служит «космос», потому ЭК «холоднее», ее нельзя считать столь же атропоморфизированной – до человека она доходит из глубин космоса, когда обнаруживает в нем Землю. У ЭК и КЭ разные векторы смыслового движения относительно планеты Земля и человека.
Рассмотрение ЭК в связи с ВЭ становится также актуальным, если учесть, что ВЭ обладает еще одной особенностью: согласно ВЭ, выделяемый центральный объект экологических отношений может иметь любую природу – быть не только живым, но и неживым. А потому планеты, звезды, галактики и др. космические объекты могут исследоваться в их местопребывании (окружающей среде) как выделенные экологические объекты. Этот факт должен служить основой для осмысления отличия ЭК от КЭ.
Литература
1. Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. М.: Мысль, 1976. 352 с.
2. Кричевский С.В. «Зелёная» космонавтика для будущего человечества // Земля и Вселенная. 2014. № 6. С.34-42.
3. Актуальные вопросы всеобщей экологии / Под общ. ред. Н.М. Солодухо. Казань: КГТУ-КАИ, 2007. 244 c.
4. Солодухо Н.М. Экологическая философия: принципы построения // Диалог культур в эпоху глобальных рисков. Минск: БГУ, 2016. С.410-413. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/156563/1/410-413.pdf