КОСМИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В КИЕВСКОЙ ШКОЛЕ ФИЛОСОФСКОГО ТЕИЗМА

КОСМИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В КИЕВСКОЙ ШКОЛЕ ФИЛОСОФСКОГО ТЕИЗМА

© И.Н.Ткаченко
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2017 г.

Космические мотивы развивались в русском шелленгианстве с самого его возникновения в начале XIX века. Это проявлялось, с одной стороны, в натурфилософии, а с другой – в антропологии шелленгианства. Космические элементы разной степени выраженности встречаются в произведениях большинства русских шелленгианцев. В киевской школе философского теизма, существовавшей в Киевской духовной академии и Киевском университете св. Владимира, космические тенденции шелленгианского происхождения проявились наиболее отчетливо в творчестве О.М. Новицкого (1806-1884) и, особенно, архимандрита Феофана Авсенева (1810-1852). О.М. Новицкий в «Руководстве к опытной психологии» (1840), составленном по учебнику Ф. Фишера, говорит о связи души с Вселенной. Человек как существо духовно-чувственное должен состоять в связи с миром вещественным, а как чувственно-духовное – с миром духовным и созерцать его непосредственно. Разум можно назвать духовным оком. Этим можно объяснить «вещие сны», ясновидение и тому подобные явления, к которым шелленгианцы проявляли повышенный интерес.

П.С. Авсенев в своих изданных посмертно лекциях «Из записок по психологии» (1869), которые он читал, в основном, по учебнику шелленгианца Г. Шуберта «История души», развивал шелленгианские представления о всеобщей жизни [1]. Земля имеет: 1) свою особенную жизнь; 2) как одна из планет Солнечной системы; и 3) испытывает влияние мировой жизни. Соответственно, человек находится в кругу жизни мировой, солнечной и планетной. Авсенев рассматривал мировую жизнь души (солнечную, лунную и земную), ее частные (племенные, народные и половые) и индивидуальные изменения (дарования, темперамент и характер). Он реализовывал натуралистический подход, необычный для преподавателя духовной академии, но естественный для шелленгианца. Фактически он придерживался географического детерминизма гердеровского типа в объяснений различий между народами с сильным уклоном в биологизм в отношении психических явлений. Большое значение Авсенев придавал «безличным состояниям» души, в которых проявляется ее связь с миром: сну, лунатизму, гипнозу и ясновидению, последнее из которых объяснял существованием особого «нервного эфира». Он пытался согласовать птолемеевскую систему, которой придерживалась православная церковь, с астрономической наукой, но не в том смысле, что Земля находится в центре мироздания, в отличие от П.А. Флоренского, а в том, что она все равно занимает преимущественное положение в Солнечной системе. Шелленгианские поползновения духовно-академического профессора вызывали понятное недовольство церковного начальства, требованиям которого по лекционному курсу он вынужден был подчиняться [2].

Необходимо сказать, что учениками архимандрита Феофана были, в частности, епископ Феофан (Г.В. Говоров), который упоминал о его учении о мировой душе в своих письмах [3], и И.Д. Юркевич, преподававший впоследствии в Московском университете и оказавший заметное влияние на В.С. Соловьева. Следует также отметить влияние самого Ф.В.Й. Шеллинга на В.С. Соловьева, который, по мнению Е.Н. Трубецкого, выраженному в «Миросозерцании Владимира Соловьева» [4], оказал его в большей степени, чем какой-то другой западный философ. Некоторые натурфилософские построения русского философа монадологического и абсолютистского свойства, имеющие, в конечном счете, шеллинговское происхождение, весьма напоминают космическую философию К.Э. Циолковского.

Литература

1. Авсенев П.С. Из записок по психологии. СПб.: Тропа Троянова, 2008. 304 с.

2. Новицкий О.Р. Руководство к опытной психологии. Киев: Унив. тип., 1840. 504 с.

3. Собрание писем Святителя Феофана. Вып. 2. М.: Типо-Литография И. Ефремова, 1898. 241 с.

4. Трубецкой Е.Н. Миросозерцание Вл. Соловьева. В 2-х тт. М.: Путь, 1913. 631 с., 416 с.