МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ШКОЛА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОЛОДЁЖИ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА РАЗВИТИЯ ОДАРЁННОСТИ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ШКОЛА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОЛОДЁЖИ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА РАЗВИТИЯ ОДАРЁННОСТИ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ

© А.В.Черепанова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2017 г.

Проблема одарённости была и остается в центре внимания многих ученых, педагогов с античности до наших дней. Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935) как педагог предлагал заботиться о наиболее талантливых и способных детях, уделять им внимание, так как они смогут стать со временем «цветом нации», повести за собой человечество к новой, более счастливой жизни, жизни без насилия и страдания.

МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г.Калуги ставит перед собой следующую задачу – создание особой социокультурной воспитательной и образовательной среды, способствующей развитию признаков одаренности и развитию уже имеющихся способностей подростков и молодежи.

Сформированы следующие направления работы с одарёнными детьми:

1. Взаимодействие с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одарённости, что происходит в различных формах: олимпиадах, конкурсах, семинарах, фестивалях, соревнованиях, выставках, круглых столах, конференциях и др. Много лет наши учащиеся принимают участие в научно-исследовательских конференциях разного уровня - от городского до международного, где они становятся призерами и победителями.

2. Создание методической копилки по работе с одарёнными детьми.

3. Работа с педагогическим коллективом: обучающие семинары по вопросам работы с одарёнными детьми. Повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию.

Подготовка педагогических кадров к выявлению, обучению и развитию одарённых детей занимает одно из ключевых мест в работе учреждения дополнительного образования и является необходимым условием реализации программы «Одарённые дети».

4. Работа с родителями одарённых детей включает в себя четыре направления, включающая в себя несколько направлений.

5. Помощь одарённым обучающимся в самореализации их творческой направленности:

– включение в учебный план центра индивидуальных занятий с одаренными детьми. - организация проектно-исследовательской деятельности.. В процессе этой индивидуальной работы педагог, с одной стороны, имеет возможность влиять на формирование нравственно-этических идеалов ребенка, его гражданскую позицию и созидательную мотивацию, на формирование его мировоззрения в целом.

– комплекс внеурочных мероприятий, куда входит клубная деятельность, организация и проведение профильных смен, которые способствуют формированию неформальной творческой обстановке и более свободному творческому самовыражению личности ребенка.

6. Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней:

– внедрение в образовательный процесс технологий здоровьесбережения, информационно-коммуникационных технологий, индивидуального и дифференцированного обучения;

– информационная и научно-методическая помощь педагогам дополнительного образования и родителям одаренных детей;

– создание условия для отработки и применения новых педагогических технологий в работе с одаренными детьми;

– осуществление апробации научных, психолого-педагогических разработок в образовательном процессе учреждения дополнительного образования;

– внедрение образовательных и развивающих программ в работу с одаренными детьми;

– разработка и внедрение методических материалов для работы педагогов дополнительного образования с одарёнными детьми.

Каждый год в связи с быстроменяющимися условиями и требованиями учебно-воспитательный процесс МЭШДОМ корректируется, редактируются образовательные программы педагогов и воспитательная, проектно-исследовательская деятельность, а также проводится обучение и повышение уровня квалификации педагогов, занимающихся проблематикой одаренности. Работа продолжится по следующим направлениям:

– формирование механизма выявления, развития и адресной поддержки одаренных подростков и молодежи;

– достижение качественных изменений в системе управления развитием личности ребенка (мотивационно-ценностный рост сознания и т.д.);

– повышение эффективности работы учреждения путем внедрения инновационных образовательных программ обучения, повышения квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми;

– обеспечение ежегодной поддержки участия одарённых детей в региональных, всероссийских, международных конкурсах, фестивалях, олимпиадах;

– достижение позитивной динамики во взаимодействии с родителями одарённых детей;

– создание банка данных одарённых детей школы;

– создание сетевой системы широкого освещения проблем и направлений работы с одарёнными детьми, в том числе в средствах массовой информации.

Сформированная таким образом социокультурная среда МЭШДОМ создает условия и позволяет существенно влиять на выявление и развитие одарённостей детей, подростков и молодежи.

Литература

1. К. Э. Циолковский. Горе и гений. В кн.: К. Э. Циолковский. Очерки о вселенной. М., 1992, с.29.