НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ РЫНИН – ПОПУЛЯРИЗАТОР И ИСТОРИК КОСМОНАВТИКИ (К 140-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ РЫНИН – ПОПУЛЯРИЗАТОР И ИСТОРИК КОСМОНАВТИКИ (К 140-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

© С.А.Герасютин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2017 г.

Николай Алексеевич Рынин (1877–1942) – выдающийся ученый, прекрасный педагог и талантливый инженер, патриот и гражданин. Он посвятил более 40 лет своей творческой жизни развитию отечественной науки и техники, высшего авиационного образования в нашей стране, проектированию воздушных сообщений, пропаганде и популяризации ракетной техники и космонавтики. Он был одним из организаторов и активистов создания Ленинградской Группы изучения реактивного движения. Главным направлением его научной деятельности была публикация 270 научных, учебных и публицистических работ в области воздухоплавания и авиации, реактивной техники и космонавтики, строительной механики и начертательной геометрии.

У истоков отечественного воздухоплавания и авиации Рынин был среди тех, кто совершал первые подъемы на воздушных шарах и аэростатах, полеты на дирижаблях и аэропланах. Он установил несколько рекордов полетов, в их числе в 1910 г. всероссийский рекорд высоты подъема на воздушном шаре (6400 м), получив звание пилота-аэронавта и авиатора. Его фундаментальный труд «Курс воздухоплавания» в течение многих лет был настольной книгой для инженеров-проектировщиков летательных аппаратов легче воздуха.

Получили известность теоретические и экспериментальные работы Николая Алексеевича в области аэродинамики. При его непосредственном участии в 1909 г. была создана одна из первых в России аэромеханическая лаборатория с воздуходувной трубой. В этой лаборатории им были проведены уникальные исследования аэродинамических свойств различных моделей, разработаны теоретические основы и методика расчета на ветровую нагрузку зданий, мостовых ферм и снегозащитных сооружений. Существенный вклад он внес в развитие авиации, проектирование воздушных сообщений и становление высшего авиационного образования в нашей стране. В октябре 1908 г. Рынин создал первый в России студенческий воздухоплавательный кружок, выпускал печатный журнал «Аэромобиль», с апреля 1909 г. читал лекции по воздухоплаванию и авиации. В 1920 г. он создал в Институте инженеров путей сообщения факультет воздушных сообщений, стал его деканом и разрабатывал первые учебные планы и программы. Позднее Рынин проводил большую работу по составлению первого в Советском Союзе проекта воздушного сообщения Петроград – Москва – Владивосток.

Навеки имя Рынина вошло в историю отечественной реактивной техники и космонавтики. В 1924 г. он участвовал в работе московской «Секции межпланетных сообщений» Осоавиахима СССР, в числе членов которой были К.Э. Циолковский, Ф.А. Цандер, В.П. Ветчинкин, Я.И. Перельман. В 1928 г. при его непосредственном участии в Ленинградском институте инженеров путей сообщения была организована Секция межпланетных сообщений. В 1928–1932 гг. он опубликовал в 9 выпусках классический труд «Межпланетные сообщения» по истории и теории реактивного движения и космонавтики, по праву названный космической энциклопедией. Особую страницу в его жизни и творчестве составили плодотворные дружеские связи с К.Э. Циолковским. Николай Алексеевич был одним из первых биографов и страстным пропагандистом и популяризатором идей, трудов и изобретений основоположника теоретической космонавтики.

За большие заслуги в развитии науки именем Рынина назван кратер на обратной стороне Луны.