НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ МБОУДО ЦРТДИЮ «СОЗВЕЗДИЕ» Г. КАЛУГИ

НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ МБОУДО ЦРТДИЮ «СОЗВЕЗДИЕ» Г. КАЛУГИ

© С.Л.Милютина
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2017 г.

Дополнительное образование является необходимым компонентом современного образования. Цель современной системы дополнительного образования детей – создание возможностей для получения широкого спектра компетенций, а также условий для творческого развития ребенка.

Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» открыл свои двери в 1975 году. Сегодня это учреждение, в котором учатся около 3000 детей от 5 до 18 лет по направленностям: художественная, техническая, социально-педагогическая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная. Приоритетными направлениями развития Центра в настоящий момент являются научно-техническое творчество и профориентационная работа.

В структуру Центра «Созвездие» входят объединения, студии, а также 3 структурных подразделения: Ресурсный центр по работе с одаренными детьми, Профориентационный ресурсный центр, МЭШДОМ (Муниципальная экспериментальная школа дополнительного образования молодежи), где на 9 отделениях занимаются подростки 14-18 лет.

Одно из отделений школы МЭШДОМ – отделение СМИ. Здесь работают специалисты высокого уровня – работники телевидения, преподаватели учреждений среднего и высшего профессионального образования, успешные журналисты, режиссеры. Обучаясь на отделениях, учащиеся знакомятся сразу с несколькими профессиями. Например, отделение СМИ формирует компетенции, необходимые для работы телеоператора, тележурналиста, монтажёра, фотографа, газетного журналиста и копирайтера. По такому же принципу выстроена работа всех отделений МЭШДОМ.

В 2016 году путем реорганизации в «Созвездии» появилось ещё одно здание, а вместе с тем и новые возможности. Разработана программа профориентационной направленности «ПРОФЕССИОНАЛьная траеКТОриЯ».

Программа является модульной, практикоориентированной, т. к. ее содержание непосредственно связано с жизнью обучающихся, их потребностями и интересами. Она разработана для учащихся 8-11 классов.

Главное условие правильного профессионального самоопределения – это информированность подростка. Чтобы правильно решить проблему выбора профессии ученик должен владеть знаниями о мире профессий.

В ходе реализации программы подросток учится:

– обосновывать образ желаемого будущего и «размещать» себя в нём;

– составлять характеристику профессии;

– находить информацию о путях получения образования;

– составлять личный план дальнейшего образования;

– презентовать себя на рынке труда.

С целью объединения усилий заинтересованных ведомств, для создания эффективной системы профориентации в образовательном учреждении заключено соглашение с Торгово-промышленной палатой Калужской области, организовано взаимодействие с предприятиями и образовательными профессиональными организациями, такими, как ЗАО «VOLVO»; АО «Калугаприбор»; ББУ КО «Калужская городская ветеринарная станция»; Калужская областная клиническая больница скорой медицинской помощи им. К. Н. Шевченко и другие.

Об этом также говорил президент на недавней встрече с классными руководителями. Владимир Владимирович посоветовал образовательным организациям налаживать в регионах отношения с крупными компаниями.

Еще одно из быстроразвивающихся направлений развития нашего Центра – техническое творчество. Мы пришли к выводу, что уже в самом начале обучения необходимо запускать процесс «Через увлечение – в профессию». В настоящее время в нашем учреждении работают «Авиамодельная лаборатория», «Клуб будущих инженеров», радиоклуб «Робототехник», «Студия информационных технологий «BIT».

Занимаясь в технических кружках и клубах, ребёнок осознанно подходит к выбору будущей профессии, или наоборот, понимает, чем ему заниматься в дальнейшем не следует.

При практическом взаимодействии с производством ребёнок может увидеть действующий объект своими глазами, у него появятся новые идеи и планы для их воплощения, а значит, он будет осваивать новые приемы и добьется результата. И в этом хорошим наставником для него становится квалифицированный творческий специалист-практик.

Опыт привлечения специалистов-техников для обучения детей у нас уже есть. Инженер-конструктор Доронин Игорь Валентинович много лет работает в нашем учреждении, является создателем «Клуба будущих инженеров». Его учащиеся стали победителями и лауреатами конкурсов:

– всероссийский конкурс «Юные техники и изобретатели»;

– всероссийские юношеские чтения им. С.П. Королёва в г. Самаре;

– открытая конференция школьников «Зов Вселенной» и другие.

5 учащихся награждены путёвками в Артек на космическую смену.

19 июня этого года на всероссийской конференции «Юные техники и изобретатели» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации Доронин И.В. был награжден дипломом «Наставник года». Таких наград в России всего 6.

Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью, система дополнительного образования детей способна быстро и точно реагировать на образовательный запрос семьи, ребенка, создавать устойчивую культурную среду развития, формировать осознанную гражданскую позицию.

Литература

1. Закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.

2. Концепция развития дополнительного образования до 2020 года.

3. Государственная программа РФ "Развитие образования 2013-2020 гг."

4. Комплекс мер по реализации Концепции развития ДОД (2015 г.).

5. Кузнецова М. В. Профориентационная работа в учреждении дополнительного образования детей. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. 27 т. 41–45 с. URL: http://e-koncept.ru/2015/65509.htm.