ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЕДИНСТВА МИРА В ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО
© Е.В.Авдеева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2017 г.
В ходе поиска путей преодоления кризисов современной цивилизации, целесообразно обратиться к философскому наследию русского космизма и в частности к философии К.Э. Циолковского. Анализ различных аспектов авторского видения проблемы единства мира представляет в этом отношении чрезвычайный интерес [1].
Философ рассматривал вселенную как целостный, сложный организм, развивающийся эволюционно. Его единство проявляется в периодичности и обратимости процессов, происходящих в ней. К.Э. Циолковский отмечает: «Материя едина, и основные свойства ее во Вселенной должны быть одинаковы» [2, С.274]. В монизме заложено единство живой и неживой материи. Мыслитель жестко не разграничивает органическое и неорганическое. По его мнению, во Вселенной действуют единые законы. Она непрерывна благодаря светоносному эфиру, который рассредоточен между солнцами. В силу своей механистичности она может быть уподоблена заведенной машине. Все события космоса являются необходимыми. Это поддерживается таким свойством как вечность времени. Материальность мира очень сложна. К.Э. Циолковский пишет в работе «Гений среди людей»: «Вся сущность космоса в зачатке жива и, принимая органические сложные формы, способна чувствовать радость и страдание, способна мыслить, судить, представлять и действовать» [3, С.182]. Материя, порожденная Причиной, обладает способностью чувствовать.
Для К.Э. Циолковского человек и космос едины в своем существовании. Атом-дух более счастлив в высокоорганизованных существах и несчастен в низших существах. Именно поэтому в космосе должна развиваться только высокоразвитая жизнь. В этом случае человек и разумные существа обретут счастье. Общество для решения этой задачи должно обладать единой волей и единой идеей. В этом случае оно будет подобно одному существу. Космос же достигнет совершенства, если в нем будет господствовать единая идея.
Проект будущего К.Э. Циолковского утопичен, но в нем есть весьма важные для современной науки и философии идеи: монизм, механицизм и эволюционизм, через которые можно проследить идею единства мира. Она у К.Э. Циолковского весьма привлекательна, так как содержит совокупность продуманных элементов.
Литература
1. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Современная картина мира, русский космизм и диалог культур «Восток-Запад» // Философия русского космизма. М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996. 376 с.
2. Циолковский К.Э. Космическая философия. М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 480 с.
3. Циолковский К.Э. Гений среди людей / Сост. Л.В. Голованов, Е.А. Тимошенкова. М.: Мысль, 2002. 542 с.