ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ КОМПОНЕНТОВ ДЛЯ АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ КОМПОНЕНТОВ ДЛЯ АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ

© Г.В.Степанов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и экономика космической деятельности"
2017 г.

Основные задачи посткризисного восстановления экономики страны, ускорения перехода на инновационный путь развития отражены в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (Стратегии)[1].Их придется решать в условиях повышения масштабов внешних и внутренних вызовов, с которыми сталкивается Россия. С одной стороны, эти вызовы осложняют достижение поставленных целей, с другой – требуют еще большей интенсификации усилий по решению накопленных в российской экономике и инновационной системе проблем.

Основной проблемой производства микросхем в России является даже не техническая, а производственная. На 12 предприятий, занятых в разработке радиационно-устойчивых микросхем, приходится 3 предприятия, на которых они изготавливаются. Более половины разработчиков изначально ориентируются на размещение заказов за рубежом.

Этот фактор подчеркивает актуальность проблемы импортозамещения в военной и космической отрасли. Зависимость от зарубежных поставок в стратегических отраслях (аэрокосмическая и военная) приводит к снижению уровня Национальной безопасности и вводит существенные ограничения на развитие национальных проектов военной и космической техники [2].

В существующем перечне микросхем, подлежащих замещению, говорится о тысячах наименований (и это только микросхемы, не говоря о пассивных элементах типа высокоточных резисторов, которых еще больше). Главной проблемой для разработчиков аппаратуры является требование повторить уже существующее изделие с использованием российских компонентов, то есть просто скопировать. Переход на новое поколение электронных компонентов в аэрокосмической отрасли и ликвидация существующего отставания главная задача отечественных разработчиков и производителей [3].

Литература

1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р