ОСОБЕННОСТИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ КОСМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ

ОСОБЕННОСТИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ КОСМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ

© А.Е.Шашеро
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2017 г.

Последнее десятилетие мир не стоит на месте. Ускорилось развитие высокотехнологичных отраслей производства. Изменились требования к профессиональности и принципам переподготовки специалистов большинства отраслей. Поэтому требуется тщательный анализ и переосмысление роли и места научного исследования в современном образовании.

Согласно национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденной Президентом Российской Федерации от 04.02.2010г. приказ №р-271, модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Исследовательская деятельность школьников – деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи. Главное при организации научно-исследовательской деятельности в школе – личный интерес и личная увлеченность учащегося. Ведущей педагогической идеей является формирование и развитие поисково-исследовательских навыков и умений обучающегося, развитие навыков общения через интерактивные методы преподавания.

При организации проектной исследовательской деятельности с использованием технологии развивающего обучения, ИКТ в процессе изучения космической географии повышается активность и результативность участия учащихся в учебной деятельности. В результате усвоения содержания образования, включающего в себя знания, смыслы и способы деятельности, происходит развитие ученика в качестве субъекта учебной деятельности.

Применительно к космической географии исследовательская деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения в области географии.

Исследовательская деятельность решает комплекс задач учебно-воспитательного характера: формируется понимание прекрасного в природе и любовь к Родине, закладывается способность правильно воспринимать смысл рационального природопользования, охраны и умножении естественных ресурсов, осуществляется экономическое воспитание, прививаются многие практические навыки и умения. Школьники учатся собирать и обрабатывать исходный материал, оформлять результаты.

Интерес учащихся к космической географии динамичен, он развивается, у некоторых становится главным и оказывает влияние на всю дальнейшую деятельность. В процессе исследовательской деятельности наблюдается подъем сил, желание энергичнее трудиться, улучшаются результаты работы, появляются элементы творчества.

Научно-исследовательская деятельность позволяет перебросить определенный мост между общим образованием и будущей специальностью сегодняшнего школьника. Здравый учет взаимозависимостей в природе в сочетании с экономической грамотностью определяет способность будущих специалистов стать инициативными творцами и рачительными хозяевами. Так задачи профориентации школьников в области наук о Земле переплетаются с общевоспитательными задачами.

В заключении следует отметить, что исследовательская деятельность учащихся обосновывается как образовательная технология, выступающая средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме.