ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ КОММЕРЧЕСКОГО ЭФФЕКТА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ПРОЕКТОВ

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ КОММЕРЧЕСКОГО ЭФФЕКТА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ПРОЕКТОВ

© Е.П.Прохорова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и экономика космической деятельности"
2017 г.

Реализация космических проектов и программ показывает, что наряду с проблемами обоснования научно-технических параметров проектируемых космических систем особое значение имеет проблема обоснования эффективности реализации проекта или программы.

Особенности оценки коммерческого эффекта подобных систем обусловлены прежде всего их высокой сложностью, многоцелевым, межрегиональным и международным характером, широкими масштабами использования, огромными объемами потребных ресурсов, высокой степенью кооперации, в том числе международной. В программу создания и эксплуатации этих систем вовлекается большое число смежных и поддерживающих отраслей.

От степени научной обоснованности решений зависит успех всей программы, ее конкурентоспособность, потенциальные возможности развития в будущем. Оценку общей эффективности космического проекта целесообразно проводить последовательно, в два этапа:

1) общая оценка проекта в целом и целесообразности его дальнейшей разработки;

2) конкретная оценка эффективности участия в проекте каждого из участников.

На первом этапе, рассчитываются показатели общественной и коммерческой эффективности проекта в целом.

Для общественно значимых проектов (глобальных, народно-хозяйственных, региональных/отраслевых, предусматривающих партнерство государства и частного сектора и некоторых других), в первую очередь оценивается их общественная эффективность: народнохозяйственная, региональная и, при необходимости, отраслевая эффективность. При получении удовлетворительных результатов далее оценивается коммерческая эффективность этих проектов.

При неудовлетворительной общественной эффективности такие проекты нельзя рекомендовать к реализации и они не могут претендовать на государственную поддержку. Для проектов, не являющихся общественно значимыми, на этом этапе производятся расчеты только коммерческой эффективности.

Если же их общественная эффективность оказывается достаточной, производятся расчеты коммерческой эффективности. Если коммерческий эффект положителен, то проект остается для дальнейшего рассмотрения.

Коммерческая эффективность проекта оценивается применительно к определенному составу участников и определенной системе взаимоотношений между ними, включая и схему финансирования проекта (т.е. при определенном организационно-экономическом механизме реализации проекта).

В результате проведенного комплексного анализа традиционных и современных методов и подходов к оценке экономического эффекта, можно сделать вывод о том, что каждый современный высокотехнологичный проект требует индивидуального подхода.