ОЦЕНКА СПЕЦИАЛИСТОВ, ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ

ОЦЕНКА СПЕЦИАЛИСТОВ, ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ

© Т.Б.Нестерович
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2017 г.

Решение проблем обеспечения эффективной профессиональной деятельности специалистов во многом связано с оценкой качества работы, выполнения функциональных обязанностей и соответствия их деловых качеств должностным требованиям. В своих философских воззрениях этому вопросу К.Э. Циолковский уделял особое внимание. Думая о том, как «изменить самого человека в сторону ума, нравственности, знания, общественности, здоровья, долголетия...», он полагал важным уметь выявлять, определять и оценивать эти изменения. Особая актуальность проблемы оценки образовательной подготовки, развития профессионально важных качеств, навыков и умений ощущается при конкурсном отборе претендентов на должность и кандидатов для обучения, в том числе летной профессии. Аттестаты, характеристики, отзывы, собеседования, обследования и тесты не всегда объективно оценивают потенциал развития личности и профессионально важных качеств по отношению к будущей деятельности. Показатели отбора по принципу «лучшего» при суммировании их значений не могут считаться объективными. Сложной представляется и проблема оценки эффективности профессиональной деятельности в интересах стимулирования производительного труда. В связи с этим в специальном исследовании апробировалась технология оценки эффективности профессиональной деятельности специалистов и кандидатов при конкурсном отборе на должности консультантов по вопросам дополнительного профессионального образования с использованием комплекса методов, показателей и критериев. Оценка проводилась по перечню показателей, характеризующих образование, профессиональную подготовку, функциональное состояние, качества личности и профессиональное развитие в аспекте наибольшего соответствия предстоящей деятельности. Значения этих показателей определялись с помощью различных методов, способов и технологий. Руководители, начальники подразделений и члены комиссий, привлекаемые к проведению отбора консультантов или оценке деятельности специалистов, выступали в качестве экспертов. Они же оценивали значимость или вес показателей, используемых в процессе оценки в соответствии с ее основной целью. Разработанная технология оценки апробировалась для оценки кандидатов и эффективности деятельности специалистов разных должностных категорий и групп. Опыт использования разработанной технологии для отбора консультантов по дополнительному профессиональному образованию показал, что она обладает существенными преимуществами перед методами отбора, предлагаемыми Всемирным банком. Разработанный метод оценки соответствия кандидатов предъявляемым к ним требованиям и качества профессиональной деятельности различных специалистов показал, что его использование повышает объективность оценки и обеспечивает возможность сравнения ее результатов. По результатам апробации предложенного метода оценки издан приказ органа исполнительной власти о его введении в действие, в установленном порядке согласованный с Минюстом.

На основании материалов исследования сформулированы заключительные положения и выводы, в том числе о возможности использования разработанного метода для оценки качества дополнительного профессионального образования и получения данных для сравнительной оценки специалистов с различными функциональными обязанностями и требованиями будущей профессиональной деятельности. Дальнейшие исследования в этом направлении связаны с разработкой автоматизированной системы экспертной оценки и получением итоговых значений оценок в режиме реального времени.