ПЕРВЫЕ ЛУННЫЕ ВЫМПЕЛЫ. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ПЕРВЫЕ ЛУННЫЕ ВЫМПЕЛЫ. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

© Г.А.Плискин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2017 г.

В докладе рассматривается история создания и использования вымпелов для программы Е1 (жесткой посадки на Луну) в 1958–1959 гг. Приводятся свидетельства участников лунной программы, редкие архивные документы и фотографии. С.П. Королев хотел зафиксировать приоритет СССР при достижении Луны — послать туда своего рода «визитную карточку» — вымпел с гербом Советского Союза. Было у вымпелов и официальное назначение – опознавательные знаки страны. С их помощью фиксировался мировой спортивный рекорд.

Задача достижения Луны была выполнена за год. Потребовалось 6 пусков (в том числе 4 аварийных, один частично успешный – «Луна-1» и успешный – «Луна-2»). Для Лунников были разработаны вымпелы двух видов и двух размеров. Заказывались они заблаговременно на каждый предстоящий месяц и год пуска к Луне. Изготовлены вымпелы с двенадцатью датами. В коллекциях известны элементы вымпелов с девятью разными датами.

История разработки и изготовления описана участниками событий О.Л. Ивановским, В.В. Молодцовым, А.В. Палло (записка А.В. Палло хранится в фондах ГМИК им. К.Э. Циолковского) и другими. Автор исследует и сопоставляет свидетельства очевидцев с редкими архивными документами.

О конструкции вымпелов: первый вариант – металлический пустотелый шар с наклеенными стальными элементами с гербом и датой, внутри взрывчатое вещество, детонирующее при встрече с Луной со скоростью не ниже 2,6 км/сек. Часть элементов взрывом отбрасывалась в противоположную направлению движения сторону, скорость уравнивалась до нулевой, и они могли сохраниться на поверхности Луны. Подготовлены вымпелы двух размеров – для станции и третьей ступени ракеты. Идея выдвинута В.В. Молодцовым (ОКБ-1), испытания, конструкция и снаряжение выполнены в Военной артиллерийской академии имени Ф.Э. Дзержинского (руководитель Б.И. Шехтер). Стальные заготовки-диски с гербом и датой для элементов вымпелов заблаговременно чеканились на Ленинградском Монетном дворе. Затем передавались заказчику – ОКБ-1, где из дисков вырубались и выгибались по сфере элементы. Второй вариант вымпела разработан в НИИ-4 (научный руководитель С.Б. Зингер). Алюминиевая лента с гербом СССР и датой помещалась в герметичную капсулу, заполненную бромоформом. Последняя размещалась в бронекапсуле из особо прочной стали, а та вставлялась в шарообразный дюралюминиевый корпус. По расчетам, конструкция могла выдержать нагрузку от удара со скоростью 3 км/сек.

Успешный полет «Луны-2» принес не только технические и научные результаты. Он стал несомненным политическим триумфом СССР. Главный подарок Н.С. Хрущева президенту США Д. Эйзенхауэру во время визита в США – копия лунного вымпела – явился выражением превосходства социалистической системы над капиталистической, по мнению советского руководства. О том, как делали вымпел для Эйзенхауэра, рассказано в интервью сотрудника ОКБ-1 В.И. Петрова. С.П. Королев контролировал процесс изготовления в качестве важной государственной задачи. Вымпелы во времена правления Н.С. Хрущева стали ценными подарками лидерам государств. На земных трассах вымпелы всегда достигали цели. Теперь некоторые из них находятся в музеях, напоминая о достижениях начала космической эры. По прошествии многих десятилетий вымпелы вышли за границы своего первоначального предназначения — символов государства. Они превратились в символы мировой истории. (Использованы материалы из книги автора: Плискин Г.А. Вымпелы летят к планетам: Первые космические вымпелы ОКБ-1 (1958–1966). СПБ, ДЕАН, 2017.)