ПОЗНАНИЕ ДЕТЬМИ ЗАГАДОЧНОГО МИРА ВСЕЛЕННОЙ ЧЕРЕЗ ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МБОУ ДО ДЮЦКО «ГАЛАКТИКА» Г. КАЛУГИ

ПОЗНАНИЕ ДЕТЬМИ ЗАГАДОЧНОГО МИРА ВСЕЛЕННОЙ ЧЕРЕЗ ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МБОУ ДО ДЮЦКО «ГАЛАКТИКА» Г. КАЛУГИ

© Ю.М.Садовникова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2017 г.

Один человек однажды произнес фразу, с которой трудно спорить: «Мы перестаем играть не потому, что становимся старше, а становимся старше потому, что перестаем играть». Люди всегда играют с удовольствием. В игре происходит освоение ими новых социальных ролей, самореализация, приобретение нового социального опыта. Игра увлекает и включает человека в новые для него отношения. Голландский исследователь игры Йохан Хейзинг считает: «Всякая игра есть, прежде всего, и в первую голову свободная деятельность. Игра по приказу уже больше не игра». Игра есть выход из рамок «обыденной» жизни во временную сферу деятельности, имеющей собственную направленность.

Игра — один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях социализации, обучения различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Игра — важное средство воспитания. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его социальной практики, его отношения с окружающими людьми и самим собой. Игры приучают детей жить и работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, приходить им на выручку, приучают к дисциплине, соблюдению установленных правил. Увлечённые живой, эмоциональной игрой, дети легче усваивают и приобретают различные полезные навыки и знания. Игра приучает их к согласованным действиям, к точности и своевременности выполнения игровых заданий, к ответственности перед командой или группой, за которую они играют. В добровольном подчинении правилам игры, без которых она перестает быть организованным действием, утверждается и крепнет сознательная дисциплина играющих. Наконец в игре, чаще всего представляющей собою индивидуальное или групповое соревнование, воспитываются многие волевые качества: самостоятельность, настойчивость, самообладание, выдержка, воля к победе — все то, без чего немыслим успех. А ведь наличие всех этих условий составляет основу и всякого плодотворного труда.

Конечно, творческая активность ребенка в игре, как отмечают психологи, может проявляться как эпизодически, ситуативно, так и постоянно, иметь различную степень выраженности – от самостоятельного выполнения известных правил. Уровень творческой активности ребенка в игре зависит от уровня сложности, характера игры, отношения к ней ребенка и позиции взрослого в игре.

Вопросы космического будущего человечества будет решать наше подрастающее поколение, так как им продолжать дело, начатое нашими великими предшественниками, среди которых славные имена К.Э. Циолковского, С.П. Королева, Ю.А. Гагарина, В.В. Терешковой, А.А Леонова, внесших большой вклад в изучение и освоение космоса. Поэтому работа в этом направлении – это и часть патриотического воспитания: формирование чувства гордости за свою страну и достижения ученых и космонавтов.

В 2016 – 2017 учебном году в МБОУ ДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги, проведены мероприятия, посвященные «Дню космонавтики». Это игра «Космическое путешествие», викторина «Что вы знаете о космосе?», космическая смена «Поехали!», игровая программа «На орбите». Все они были призваны закрепить представления детей об освоении космоса, об исследователях космоса, космических полётах, космонавтах, а также пополнить знания детей историческим содержанием о событиях и фактах развития астрономии и космонавтики.

Наибольший интерес вызвала игровая программа «На орбите». Формат игры–«Игра-путешествие», применяемый как форма организации соревнования, помогает педагогу сделать шаг на пути сплочения коллектива. Участникам игры было предложено отправиться в космическое путешествие по орбите и посетить пять станций.

Использование игр как активного метода обучения в Центре предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора объединения, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности. Игра способствует развитию у детей познавательной активности, поддерживает интерес к изучаемому материалу, делает процесс обучения занимательным.

В заключении следует отметить, что перед педагогами дополнительного образования стоит важная задача – совершенствовать процесс обучения таким образом, чтобы на занятиях объединений каждый учащийся работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку возникновения и развития глубокого познавательного интереса. Игра и игровые технологии, применяемые на занятиях объединения, в большей мере способствуют такому развитию. Следует понимать, что в игре ребенок накапливает знания, развивает способности, формирует познавательные интересы.