ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ «НОВОГО ЧЕЛОВЕКА» В РАБОТАХ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО

© С.В.Данилова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2017 г.

Философия развития в ХХІ в., нацеленная на формирование нового общества, нового сознания, нового человека, должна быть направлена на противостояние процессам саморазрушения человеческой личности и разрушительным тенденциям внешней среды, а также на создание условий для реализации творческого потенциала каждого человека. Проблема формирования «нового человека» неоднократно возникает в работах К.Э. Циолковского («Этика или естественные основания нравственности», «Научная этика» и др.). После того, как Ч. Дарвин доказал происхождение видов путем естественного отбора, возникло убеждение, что эволюция человека как вида еще не завершена. Циолковский также находил, что люди во многом несовершенны и, считая это признаком «незаконченного филогенетического развития (эволюции)», ставил задачу, выходящую далеко за наши современные горизонты, в том числе этические. Он считал, что в отдаленном будущем естественный отбор, направляемый случайными мутациями, будет заменен искусственным, в том числе и по отношению к человеку. Он писал: «Человечество - эта богато одаренная раса - будет путем подбора и браков совершенствовать само себя. Останутся члены с глубоким умом, истинными познаниями и множеством хороших физических и умственных качеств» («Органический мир вселенной»).

Важную роль здесь должно было играть улучшение путем разумных браков природы человека, то есть искусственный отбор людского материала, проходящий под контролем общества. В брак могли бы вступать все желающие, но не все могли бы иметь детей - из опасения плохой наследственности (как физиологической, так и моральной). Но одаренность и высокая оценка обществом перевешивали запреты. Так, гения с несносным характером нужно было изолировать от общества и в потомстве исправить его наследственные черты. Как видно, такие действия направлены на две основные цели: повышение общего творческого потенциала человечества и воспроизводство гениев.

В целом, требования к улучшению природы человека у Циолковского были следующие: повысить умственный потенциал и моральные качества, создать существо, равно чуждое радостям и горестям, создать приспособленный к иным условиям обитания организм с большими, чем у современного человека, возможностями.

Кроме того, Циолковский считал необходимым устранить половое размножение. «Эти сильнейшие пружины человеческой души (нервной системы) мало выступают в истории, мало раскрываются, - писал он о сексуальном влечении, - но они играют первенствующую роль после хлебного вопроса. Впрочем, хлебного вопроса у сильных мира не существует». Здесь вновь проявилась тенденция утопического сознания к тотальному контролю и переделке всех сторон жизни под свои представления (регламентация интимных отношений проходит одной из главных тем утопических проектов от Платона, Т. Кампанеллы и др. до наших дней.

К улучшению человеческих качеств Циолковский считал возможным подходить не только в масштабах рода, но и отдельной личности: ученый считал, что столкнувшийся с лишениями и трудностями человек в большей степени развивает заложенные в нем способности, «он становится особенным полезным деятелем, а не заурядным работником».

Характеризуя современное ему состояние общества, Циолковский писал, что обеспеченные материально «не нуждаются и остаются с недоразвитыми частями мозга. Им надо добровольно устроить эти лишения, чтобы их мозг получил драгоценные для человечества свойства», - ведь, по его мнению, хорошо устраиваются именно люди, обладающие богатыми умственными способностями. Циолковский, по существу, отвлекается от эмоционального мира человека, и в этом можно видеть парадоксальную черту космической философии. И все же: несмотря на то, что есть вечные, непреходящие этические ценности, не стоит слишком настойчиво экстраполировать на отдаленное будущее всю систему идеалов и норм современной морали. Нам сейчас трудно судить, какую конкретную форму примут общечеловеческие, в том числе нравственные ценности, если человечеством через немыслимо большое время будет принята идея о необходимости вмешательства в эволюцию человека путем искусственного отбора. Поразившись смелости мыслей Циолковского, отложим их обоснованную моральную оценку на будущее.

Циолковский, как и другие русские философы-космисты размышлял о свойствах человека будущего, способного трансформировать себя самого, наладить гармоничные взаимоотношения с природой, построить основы совершенного общества.

Все без исключения космисты отдавали должное необходимости развития творческого начала в человеке. В брошюрах «Горе и гений» и «Гений среди людей» Циолковский рассуждал о том, что гений – это нормальное состояние человека и надо лишь создавать благоприятные условия для всемерной поддержки гениев, которые трудятся на благо всех, и рождать и воспитывать гениев, используя новейшие открытия медицины, биологии, генетики, евгеники.

Идеология космизма предполагала одновременное развитие в человеке свойства коллективности, всемерное развитие индивидуальности и возможность реализовать наивысшие степени свободы. Космистами сделан акцент на коллективность, на совместное бытование и действие огромных коллективов людей, это положение содержится в идее космических коммун Циолковского. Циолковский предоставляет человеку свободу выбора между традиционным образом жизни на планете Земля и новаторским – в эфирных поселениях в условиях невесомости. Он предоставляет свободу выбора между социальным и индивидуальным образом жизни – можно вступить в общину по интересам, можно жить на отрубах с семьей или одному. Сам образ жизни в «космическом эфире» предоставляет человеку возможности, о которых он не имеет представления на планете. Здесь можно путешествовать в пространстве с помощью космической ракеты или применив индивидуальный реактивный прибор. Можно общаться с представителями иных цивилизаций, можно посвятить свою трудовую жизнь архитектуре невесомости, новой промышленности с использованием вакуума. Можно отправиться в качестве космического туриста по просторам Солнечной системы.

В системе Циолковского совершенный человек обладает такими характеристиками как уверенность в бессмертии вместо страха смерти, знание истинных взаимоотношений человека со Вселенной вместо невежества, добродетель вместо страстей, доброжелательность и сострадание вместо конкуренции во всех ее видах.

Разворачивая картины общества будущего, Циолковский проиллюстрировал взаимоотношения людей в типичных ситуациях. Там, где в нашем обществе царствует закон, то есть формальное отношение к провинившемуся и преступнику, в обществе будущего окружающие проявляют к таким людям милосердие и сострадание, поскольку не видят за преступниками личной вины. Преступники получили свои негативные свойства от родителей и не способны самостоятельно работать над собой, их судят и помещают в тюрьмы исключительно ради изоляции опасных для общества элементов. А поскольку в эмоциональном отношении общества к преступникам преобладает сострадание – ведь эти несовершенные люди страдают, хотя и не осознают собственного страдания – то в местах изоляции им созданы отличные условия жизни, как для тяжелобольных людей.

В статье «Свойства человека» ученый писал: «Необходимые для современных людей качества таковы: способность к производительному труду (например: земледелие, ремесло, общественная должность, наука, изобретательность и т. д.); уменье часть плодов этого труда или избыток отдавать в пользу невинно слабых, несчастных и лучших особей; уменье удерживать необходимое для воспитания своего потомства. Надо внушать те же свойства и детям, если они не ярко выражены в их природе. Сущность всего этого состоит в соединении альтруизма с умеренным семейным эгоизмом, обусловленным строем современной жизни. Надо заметить, что это одни пожелания, которые большинство выполнить сейчас не могут. Когда общество нравственно вырастет до высшего идеала, тогда, конечно, и семейный эгоизм упраздняется, как излишний балласт».

На смену стяжанию и расточительности придет бескорыстие – редкий цветок человеческой души. Он возникает исключительно на общественной ниве, воспитывается в детях культурного общества. Бескорыстный человек не запасает и не копит, но отдает все, что имеет. В современной действительности такое невозможно и нерационально. Однако в будущем люди начнут культивировать это драгоценное свойство, особенно дорожить им и выражать в ответ на доброе действие благодарность и признательность.

В обществе будущего не будет войн, да и сам переход к новому типу социального устройства будет происходить постепенно путем просвещения масс и проведения многочисленных опытов создания коммун. Снова и снова Циолковский утверждает, что фактором внешних условий существования общества являются внутренние свойства отдельных людей и человеческих масс. Жизнь без войны, мирное сосуществование, мирное разрешение конфликтов возможно только там, где в людях нет внутренней агрессии, нет комплекса врага, нет желания изобретать и производить оружие, нет способности к агрессии. Если внимание людей направлено на поиск мирного выхода из любой ситуации; если интеллект ищет альтернативное решение; если существует внутреннее нравственное табу на насилие – война в любой форме станет невозможна.

Наконец, совершенный человек Циолковского наделен бесстрашием и оптимизмом, эти качества вырабатываются благодаря знанию о своем долголетии и практическом бессмертии. Человеку будущего нечего опасаться и не о чем беспокоиться. Жизнь проходит в творческом труде, в дружелюбном окружении, в условиях полного материального достатка. Долгая жизнь никогда не наскучит даже при коротком рабочем дне и все увеличивающемся досуге – частая смена профессий, переселение в новые уголки Земли или путешествие по Солнечной системе сделают ее полной и полезной. Человек как бы рождается в раю, в котором есть место трудовому подвигу, радости жизни на земле и в невесомости. В этом раю жизнь утратила тяжелый нетворческий труд, но обрела вечно обновляемую перспективу творчества.

Литература

1. Лыткин В.В. Философско-антропологический проект К.Э. Циолковского. Автореферат дисс. д-ра филос. наук. Белгород, 2013.

2. Лыткин В.В. Проблема возможных перспектив космической эволюции человечества в творческом наследии К.Э. Циолковского // Научные проблемы гуманитарных исследований. Научно-теоретический журнал. Вып. 3. Пятигорск, 2012. С. 268-277.

3. Циолковский К.Э. Научная этика. Калуга, изд. автора, 1930.

4. Циолковский К.Э. Космическая философия. М., Эдиториал УРСС, 2001.

5. Циолковский К.Э. Миражи будущего общественного устройства. М., Луч, 2010.