ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОСМОНАВТОВ В УСЛОВИЯХ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ПОЛЁТОВ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОСМОНАВТОВ В УСЛОВИЯХ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ПОЛЁТОВ

© И.Б.Соловьева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы профессиональной деятельности космонавтов"
2017 г.

К.Э. Циолковский мечтал о том времени, когда «Межпланетные путешествия откроют безграничные возможности научных изысканий… Величайшая лаборатория природы сделается доступной, а расшифровка происходящих в ней явлений более простой и достоверной» [1].

В настоящее время в обществе ведется дискуссия по проблемам такого полета, в т.ч. философского, социального и психологического плана. Экипаж межпланетного корабля будет выполнять научную программу – исследование дальнего космоса в условиях длительного автономного полета. Перед всеми специалистами, участвующими в разработке проекта межпланетного полета, стоит задача – сформировать концептуальную модель такого полёта, т.е. на основании данных беспилотных полетов, модельных экспериментов («Марс-500»), опыта длительных полетов на МКС представить (предвидеть) условия и различные ситуации полета, в т.ч. в интересах проектирования деятельности экипажа. Основной задачей психологического обеспечения марсианской экспедиции является поддержание в ходе полета физического и психического здоровья, а также высокой работоспособности и надежности профессиональной деятельности членов экипажа.

Следует отметить, что в межпланетном полете на первое место по значимости фактора выступает автономность деятельности экипажа. Система «космонавт – космический корабль» более автономна, чем любая земная система «человек – машина», т.к. сочетается с длительностью функционирования в таком режиме. Длительность межпланетного полета предполагает автоматизацию работы основных бортовых систем корабля. За человеком (экипажем) остаются функции контроля работы и резервирования автоматических систем, а также ремонт оборудования корабля. В штатном режиме полета функции контроля выполняются на общем фоне сенсорной обедненности (монотонность обстановки, однообразие раздражителей, двигательная пассивность). Вся информация о состоянии систем корабля поступает опосредованно через систему отображения информации (СОИ); непосредственное взаимодействие с объектом заменяется работой с информационными моделями. В такой обстановке повышаются требования к средствам поддержания активного психофизиологического состояния космонавтов.

Актуальными становятся возможности самостоятельного поведения космонавтов при принятии решений по выходу из проблемных ситуаций, требования высокой ответственности, готовности к нестандартным задачам в интересах профессиональной и психофизиологической надежности членов экипажа. Из-за большой удаленности от Земли (длительность прохождения радиосигнала до 22-х минут) все оперативные решения в штатных и нештатных ситуациях полета будет принимать экипаж.

Важное место в деятельности экипажа занимает выполнение научных экспериментов. Основной особенностью межпланетного полета являются его уникальные возможности для проведения исследовательской работы. И это должна быть не только исполнительская деятельность, выполняемая по программам и методикам, составленным на Земле, но и активная творческая работа всех членов экипажа: возможность проведения самостоятельных исследований, которая включает в себя специальные знания, целевые программы исследований, готовность к встрече с неожиданными явлениями космоса, способность увидеть и осмыслить новую информацию, зафиксировать ее и донести до специалистов на Земле. В научном наследии К.Э. Циолковского имеется много высказываний о формировании (подготовке) творчески мыслящих ученых-исследователей, ученых-мыслителей, в т.ч. для космического полета. При этом основным мотивом научного творчества считается глубокая убежденность человека в необходимости и полезности его деятельности для науки и всего человечества.

Интересная творческая работа на борту корабля, с одной стороны, формирует психическое состояние увлеченности, удовлетворения, а с другой стороны, компенсирует для человека сложности, рождаемые длительностью перелета, монотонией, однообразием условий и, тем самым, защищает его психику. Именно, творческая работа, в первую очередь, является психической защитой для космонавта в длительном полете, поддерживает его активное состояние и работоспособность [2].

Исходя из специфики условий полета и содержания деятельности экипажей будущих экспедиций, можно оценить направления психологического сопровождения профессиональной подготовки космонавтов.

Литература

1. Космодемьянский А.А. Константин Эдуардович Циолковский. – М.: Наука, 1987. – 304 с.

2. Пономаренко В.А. Психология человеческого фактора в опасной профессии. – Красноярск: «Поликом», 2006. – 629 с.