ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТА К РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© Е.Б.Козлова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2017 г.
Гуманизация общественного сознания, как и современное социальное право, предполагает, что ребёнок имеет право на индивидуальность, самобытность, признание и учёт обществом тех или иных его особенностей, в том числе и ограниченных возможностей здоровья (ОВЗ). Общество обязано предложить такому ребенку помощь (медицинскую, социальную, педагогическую, психологическую). При осуществлении подготовки бакалавров и магистров психолого-педагогического направления к организации инклюзивного образования в ФБГОУ ВО им. К.Э. Циолковского особенно значимой представляется проблема ознакомления студентов с педагогическими идеями великого учёного.
Как учёный и педагог с широкими научными взглядами, разнообразием интересов, охватывающих целый ряд различных дисциплин, К.Э. Циолковский привлекает всё новых исследователей. В работе «Свойства человека» он представляет взгляды на природу человека, особенно на психику и нравственное воспитание. К началу XX в. психология только зарождалась, определялось её значение и место в системе наук. Тем более удивительно, что размышления гениального учёного актуальны сегодня и согласуются с основными положениями современной психологии и педагогики.
Все свойства живых существ К.Э. Циолковский делит на умственные, нравственные, физические, обращая внимание на различное их соотношение у человека и животных. Они по сути являются психическими, и К.Э. Циолковский выделяет значение их для воспитания человека.
Умственные способности человека К.Э. Циолковский делит на пять групп: память, способность её воспроизведения, соображение, способность к наукам, творческие способности. Особое место он отводит памяти, справедливо считая её основой всех остальных способностей.
Особое место в работе занимают размышления о нравственном воспитании человека: даётся характеристика нравственных чувств - добро, альтруизм, любовь, страсть. Анализируется возникновение различных форм эгоизма, жестокости, зависти. В последнее время в педагогике и психологии возрождается интерес к воспитанию человеческих, гуманных, высших чувств, в связи с чем педагогическая концепция воспитания нравственности К.Э. Циолковского приобретает особую значимость. На наш взгляд, данные положения педагогической концепции К.Э. Циолковского согласуются с современными представлениями о толерантности, в том числе, по отношению к детям с ОВЗ.
Рассуждая о взаимосвязи органов чувств и о недоразвитии некоторых из них, К.Э. Циолковский обращает внимание на рекомендации по воспитанию детей, имеющих нарушения зрения, слуха и речи. В настоящее время эти вопросы изучаются в рамках специальной педагогики и психологии.
Основные задачи, которые бакалавр и магистр будет реализовывать при организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья – это освоение дополнительных общеобразовательных программ детьми с ОВЗ, обеспечение им оптимальной социальной интеграции, сохранение и укрепление их здоровья; обеспечение щадящего режима проведения занятий при организации образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; создание благоприятных условий для обучающихся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, соматического и нервно-психического здоровья и основывается на принципах законности, демократизма и гуманного отношения к детям; индивидуального подхода к обучающимся.
Знакомство студентов с педагогическими идеями К.Э. Циолковского, на наш взгляд, расширяет кругозор и способствует становлению профессионализма в решении этих задач.
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 16-16-40018
Литература
1. Касаткина С.Н. Антропокосмическая концепция воспитания К.Э. Циолковского: Научное издание. Калуга: КГПУ, 1999. 179 с.
2. Циолковский К.Э. Человек. Свойства человека (1917). – Архив РАН, ф. 555, оп. 1, д. 380, л.л.1-102.