РАБОТЫ М.М. ПОМОРЦЕВА В ОБЛАСТИ РАКЕТНОЙ ТЕХНИКИ (НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ)

© Ю.О.Дружинин, А.Ю.Емелин, М.И.Павлушенко
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2017 г.

Михаил Михайлович Поморцев (1851–1916) был известен современникам как выдающийся метеоролог, аэролог и теоретик воздухоплавания. О своих работах в области ракетной техники он упомянул лишь в одной статье [1]. Эту страницу его творческой биографии осветил только В.Н. Сокольский [2], но и сейчас в ней остается много белых пятен.

Начало работ М.М. Поморцева над ракетами по времени совпало с публикацией эпохальной работы К.Э. Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами» (1903).

В ходе экспериментов (1903–1907) Поморцев прошел путь от своеобразных «реактивных планеров» (сигнальных и осветительных ракет со стабилизирующими плоскостями) к ракетам современного типа с кольцевыми или крестообразными стабилизаторами.

В 1907 – 1909 гг., уже без Поморцева, проводились неудачные опыты с боевыми ракетами. На их результатах сказались низкая калорийность черного пороха и непонимание военными необходимости залпового ракетного огня. Поморцев также инициировал работы лейтенанта Н.В. Кроткова (1906) и инженера П.А. Шишкова (1915) по созданию реактивных противолодочных мин [3].

В 1903 г., когда Циолковский выдвинул идею жидкостного ракетного двигателя, Поморцев предложил иной тип ракет, «работающих <…> путем сжатого в гильзе ракеты воздуха». В октябре 1905 г. он представил проект пневматической ракеты, предусматривавший возможность «употреблять сжатый воздух в комбинации с пороховыми газами, развивающими при горении высокую температуру» для компенсации охлаждения и падения давления в гильзе [4]. В 1907 г. чертежи ракеты были готовы, но после ухода Поморцева в отставку работы над ней прекратили.

1 (14) октября 1915 г. Поморцев обратился в Главное управление кораблестроения с предложением использовать его пороховые и пневматические ракеты для борьбы с подводными лодками и гидропланами. Для продолжения работ над пневматической ракетой в Аэродинамическом институте Д.П. Рябушинского в Кучино он просил дать напрокат компрессор [5]. Компрессор был получен, а Трубочный завод получил наряд на изготовление вентилей для пневматических ракет.

Работу над ракетой Поморцев вел до самой смерти. Вводя в атмосферу сжатого в гильзе ракеты воздуха бензин или эфир (или помещая в нее порох) для получения взрывчатой смеси, он приблизился к созданию жидкостного реактивного двигателя. Результаты начатого им теоретического анализа реактивной силы при истечении газовой струи Д.П. Рябушинский сообщил 20 декабря 1916 г. в докладе «О реакции струи газа» Московскому математическому обществу.

Положенный в основу пневматической ракеты Поморцева принцип преобразования потенциальной энергии сжатого газа в кинетическую энергию струи нашел применение в космонавтике (газовые сопла системы ориентации и стабилизации космических аппаратов и ручные маневренные устройства для перемещения астронавта в открытом космосе).

Таким образом, к главным достижениям Поморцева в ракетной технике можно отнести:

– создание твердотопливной ракеты с кольцевым и крестообразным стабилизатором;

– создание реактивных противолодочных мин;

– разработку проекта пневматической ракеты с возможностью создания взрывчатой смеси из сжатого воздуха, бензина или эфира.

Поморцев рассматривал ракету только как оружие. В научном наследии ученого, обладавшего глубокими познаниями в метеорологии, ракетной технике и аэрологических приборах, нет даже намека на возможность применения ракет в исследовании верхних слоев атмосферы. Эту задачу перед ракетной техникой поставило уже новое поколение метеорологов [6].

Литература

1. Поморцев М. Старые опыты и современные данные авиации // Техника воздухоплавания. 1912. № 1. С. 13–14.

2. Сокольский В.Н. Ракеты на твердом топливе в России. М., 1963.

3. РГАВМФ. Ф. 418. Оп. 1. Д. 4714. Л. 80.

4. Сокольский В.Н. Указ. соч. С. 159, 161.

5. РГАВМФ. Ф. 418. Оп. 1. Д. 1904. Л. 326.

6. Токмачев С. Новый метод подъема самописцев к пределам земной атмосферы // Метеорологический вестник. 1924. № 5. С. 12–13.