РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ СВЕРХЛЁГКОГО КЛАССА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ДЛЯ ЗАПУСКОВ МАЛОРАЗМЕРНЫХ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ

РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ СВЕРХЛЁГКОГО КЛАССА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ДЛЯ ЗАПУСКОВ МАЛОРАЗМЕРНЫХ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ

© П.А.Давыдов, Ю.Л.Кузнецов, М.Ж.Мухамеджанов, И.И.Кузнецов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Симпозиум
2017 г.

Анализ тенденций развития средств выведения (СВ) в мире показывает, что внедрение и отработка инновационных технологий, новых проектно-конструкторских решений и материалов нового поколения необходимы для поддержания передового уровня отечественного ракетостроения и конкурентных преимуществ России в сфере космической деятельности и обеспечения места одного из ведущих участников мирового рынка космических услуг за счет конкурентоспособности отечественных СВ различных классов. Важнейшей задачей для укрепления позиции российских СВ на мировом рынке является внедрение прогрессивных технологий по маршевым двигателям, системам управления, конструкционным материалам, обеспечивающим высокие показатели безопасности и технико-экономической эффективности, разработка и реализация проектно-конструкторских решений, направленных на снижение трудоемкости при производстве, сокращение площадей и количества районов падения отделяющихся частей СВ.

Актуальность создания ракеты-носителя (РН) сверхлегкого класса (СЛК) нового поколения обусловлена ростом числа запусков малоразмерных космических аппаратов (МКА) и переходом к этапу развёртывания космических систем (КС) на их базе, как в России, так и за рубежом.

Основными целями создания конкурентоспособной РН СЛК нового поколения с высокими показателями надежности, оперативности и низкой удельной стоимостью выведения является обеспечение эффективного решения ряда целевых задач по выведению МКА, разрабатываемых по федеральным и коммерческим космическим программам, обеспечение эффективной эксплуатации КС на их базе, а также летная отработка инновационных технологий. Прежде всего, это относится к внедрению прогрессивных технологий по маршевым двигателям, системам управления, конструкционным материалам, обеспечивающим высокие показатели безопасности и технико-экономической эффективности, которые будут использованы и на РН более тяжелых классов.

Другими важными задачами РН СЛК являются летная отработка технологий создания многоразовой первой ступени РН и обеспечение проведения экспериментов с гиперзвуковыми ЛА на внутренней трассе, в том числе натурная отработка гиперзвуковых прямоточных воздушно-реактивных двигателей большой размерности.

Предложена концепция разработки перспективных отечественных РН сверхлёгкого, лёгкого и среднего класса использующих на первой ступени от одного до пяти перспективных ЖРД на кислородно-углеводородном топливе.