РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
© Е.А.Соловьёва
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2017 г.
1. Введение. Характеристика старшего дошкольного возраста как наиболее благоприятного для познавательного развития детей. Своевременное создание условий для реализации познавательного направления. Общая система умственного развития дошкольников, воспитание их любознательности и развитие их познавательных интересов. Определение познавательного интереса. Связь степени развития познавательного интереса ребенка с его жизненным опытом.
2. Почва для возникновения познавательного интереса. Содержание понятия (внешние условия, наличие опыта, положительное отношение к избранной деятельности). Пути создания положительного отношения. Подготовка почвы для возникновения интереса. Создание положительного отношения к предмету и к деятельности и перевод отдаленных мотивов в более близкие. Организация систематической поисковой деятельности. Возникновение новых вопросов и постановка новых задач в процессе построения деятельности дошкольников.
3. Развития познавательного интереса. Этапы и пути развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста. Педагогические условия, направленные на формирование познавательного интереса.
4. Личностно-ориентированный подход педагога к развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. 5. Сотрудничество педагога с родителями для развития познавательного интереса старших дошкольников. Рекомендации родителям по организации познавательной деятельности детей.
6. Объекты познания, отношение к ним, способы их исследования. Живые объекты, природа. Неживые объекты, предметы. 7. Педагогические условия, направленные на формирование познавательного интереса.
8. Деятельность, несущая познавательную функцию - необходимое условие развития любознательности и познавательного интереса у дошкольников. Занятия изобразительной деятельностью и их содействие развитию познавательного интереса у ребенка.
9. Влияние изобразительной деятельности на развитие личности ребенка в целом: умственное развитие, сенсорное развитие, эстетическое развитие, развитие эстетического восприятия, развитие творческого воображения, нравственное воспитание, трудовое воспитание.
10. Формирование игровой мотивации с целью вызвать у детей желание выполнить учебное задание.
Проведение занятия по структуре помогающей максимально выполнить все задачи.
I этап. Подготовительный. Вводная часть. Прослушивание музыки, пение песенки или рассматривание картинки, слушание сказки, рассказа или стихотворения.
II этап. Познавательный. Раскрытие темы занятия в игровой форме, постановка учебной задачи, создание проблемной ситуации.
III этап. Завершающий. По окончании занятия проведение игры или завершение сказки, начатой на I этапе, иллюстрирование ее работами детей. Логическое завершение проблемы, созданной в начале занятия. Важные моменты при проведении занятия, способствующие максимальному усвоению материала, развитию творчества и познавательного интереса. Обязательная положительная оценка каждой детской работы с применением игровых моментов. Положительный эмоциональный настрой всех детей в конце занятия. Применение пальчиковой гимнастики, релаксации для расслабления мышц, физкультминутки.
Вывод. Занятия изобразительной деятельностью, бесспорно, способствуют развитию познавательного интереса ребёнка.