РОЛЬ ЛИЧНОСТИ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ. ИЗ ОПЫТА ПЕДАГОГА

РОЛЬ ЛИЧНОСТИ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ. ИЗ ОПЫТА ПЕДАГОГА

© Е.В.Торина
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2017 г.

В современном, динамично развивающемся обществе педагогика ищет новые пути и новые подходы в

воспитании подрастающего поколения. Педагоги осваивают новые педагогические технологии, используют современные формы и методы работы. Но такие нравственные качества человека, как патриотизм, трудолюбие, стремление к самосовершенствованию, к учению и познанию окружающего мира — вне времени. Формирование их в детях является высокой целью любого педагога.

Воспитание чувства патриотизма невозможно в отрыве от истории родной земли, истории «малой» Родины. Не сомневаюсь, что каждый из нас может гордиться местом, в котором родился и вырос, ведь любой уголок нашей огромной и прекрасной страны чем-то знаменит и достоин уважения. Не исключение и Калужская земля.

Все знают слова: «Калуга — колыбель космонавтики». Слово колыбель прозвучало в высказывании нашего великого земляка Константина Эдуардовича Циолковского: «Земля — это колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели». В этом высказывании огромный воспитательный посыл, суть которого очень важно раскрыть в процессе воспитательной работы. Эти слова могут стать своего рода эпиграфом в деятельности педагога-воспитателя. В них и ощущение планеты как нашего общего дома, и такое высокое понятие, как разум (важнейшее для великого учёного), и мечта, которая привела К.Э. Циолковского в науку, сделала возможным научные открытия, приведшие человечество в космос.

Умение мечтать, ставить перед собой высокие, на первый взгляд, недостижимые цели и формирует из обычного среднестатистического человека личность учёного-открывателя. Знакомя своих подопечных с биографией К.Э. Циолковского, мы приводим их к выводу о том, что мечтать и ставить перед собой великие цели можно и нужно в любых жизненных обстоятельствах. Ведь учёный преодолевал огромные трудности на своём жизненном пути: большая и небогатая семья, в которой он родился и вырос, проблемы со здоровьем, своя семья, которую нужно было содержать. И он не отчаивался, он мечтал. И главное — он трудился. «Мы должны быть мужественными и не прекращать своей деятельности от неудач. Надо искать их причины и устранять их».

Итак, мечта, мужество, деятельность... Только тогда могут быть преодолены неудачи, внешние обстоятельства жизни. Очень рано будущий учёный осознал важность учения. Мы знаем, что Константин Эдуардович в силу тех самых стеснённых жизненных обстоятельств вынужден был самостоятельно получать знания. Какова сила его стремления к учению, если он очень быстро смог зарабатывать себе на жизнь, давая сначала частные уроки, а потом занимаясь преподавательской деятельностью. Причём все его ученики были привязаны к учителю, отмечали его доброту, умение доступно, понятно, интересно и глубоко объяснять предметный материал. Кстати, к вопросу о современных педагогических технологиях. Мы живём в обществе с уже устоявшимися, но при этом динамично и не всегда просто развивающимися демократическими традициями. В обществе, включённом в общемировой процесс развития человечества. Наши выпускники должны соответствовать запросам этого процесса развития. Одним из которых является способность к коммуникации — то есть умение аргументированно доносить свою позицию по интересующему вопросу до окружающих в нужный момент. К. Э. Циолковский словно предвидел эту важнейшую цель, стоящую перед современным педагогом: «Пускай все свободно высказываются. В конце концов победит правда, так как она выгоднее людям, чем ложь». Научить современного ребёнка в процессе педагогического взаимодействия свободно высказывать свои мысли, отстаивать убеждения...И главное — в основе снова высокая нравственность, ведь одним из ключевых понятий мысли учёного является нравственное понятие на все времена — правда. Причём, снова наше, «земное», рука об руку с «великим». Ведь, по мнению К.Э. Циолковского, правда ещё и потому важна и нужна, что она попросту выгоднее, чем ложь. Такой подход в работе с нашим молодым прагматичным поколением очень эффективен, более эффективен, нежели произнесение красивых призывов к правде. «Выгоду» правды в жизни подтверждают множество примеров, которые несложно подобрать педагогу вместе с детьми. Достаточно обратиться к истории страны, к мировой истории, к примерам из современной жизни.

В этих фактах из жизни великого учёного, в его мыслях урок и нам, современному учительству — не терять стремления к творчеству, любви к своему труду, к своим воспитанникам, быть предельно честными в общении с подрастающим поколением, за которое мы, педагоги, несём ответственность пред государством, перед родителями, перед будущим поколением и , самое главное, перед самими собой, невзирая ни на какие личные или государственные проблемы. Вот это чувство ответственности было свойственно учёному и наряду с другими нравственными качествами и стремлениями руководило им всю жизнь.

Важным в убеждениях К.Э. Циолковского является то, что необходимо быть полезным людям. Это убеждение неразрывно с необходимостью быть полезным Родине. Учёный прожил долгую жизнь, он умер в возрасте семидесяти восьми лет. И так уж сложилось, что его жизненный путь совпал с историческими событиями поистине мирового масштаба. Но позиция К.Э. Циолковского удивительна. Это позиция истинного учёного и настоящего патриота: «По духу — революционер, в жизни я оказался таким только в области науки и техники». В эпоху потрясений и связанных с этим трудностей К. Э. Циолковский продолжает заниматься научным трудом, учить детей. Его кредо: «То, что сделал, делаю и сумею сделать, — всё, всё безраздельно принадлежит России». И при этом мучительное чувство, что сделал мало: «Мне всегда стыдно, как мало я ещё сделал для своей Родины». И это высказывание принадлежит человеку, положившему начало науке о космосе, о Вселенной, без открытий которого невозможно было бы проникновение человечества в космическое пространство, или оно состоялось бы гораздо позже. На этом примере необходимо донести до подрастающего поколения такое понятие, как понятие истинной интеллигентности, которое было свойственно простому провинциальному учителю. К. Э. Циолковский является примером настоящего русского интеллигента, который, проживая внешне совершенно обычную жизнь, внутренне чувствует свою ответственность за всё, что происходит вокруг него, ответственность за судьбу своей страны, не побоюсь этого слова, за судьбу человечества.

Знакомство с личностью великого земляка не может и не должно стать для педагога одним обязательным мероприятием. Личность учёного глубока и безгранична, как безграничен путь научного познания. Вот как об этом пути сказал Константин Эдуардович: «Проникни люди в солнечную систему, распоряжайся в ней, как хозяйка в доме: раскроются ли тогда тайны мира? Нисколько! Как осмотр какого-нибудь камушка или раковины не раскроет еще тайн океана.» Это высказывание стимулирует не только к научному познанию мира, но и к познанию и совершенствованию себя как личности, к познанию законов жизни обычного человека, законов общества, всего окружающего мира.

Как я уже сказала, личность учёного безгранична. Как и любой человек, проживший непростую жизнь, он был подвержен сомнениям, и ему были свойственны человеческая боль от семейных неурядиц, от потери близких: « Жизнь невозможна без страданий.» Но всем в его жизни руководило такое чувство, как любовь: «Высочайшая радость жизни есть радость любви». Это любовь к своей семье, к своим ученикам, к делу, которому посвятил всю свою жизнь.

Мы должны гордиться великими земляками и прививать чувство гордости своим ученикам. Это чувство должно быть основано на знании биографии учёного, на знакомстве его убеждениями, с его жизненным кредо. Хотелось бы, чтобы каждый из моих учеников когда-нибудь мог сказать о себе так же достойно, как это сделал великий калужанин.

Да, жизнь нашего великого земляка — неисчерпаемый источник нравственных основ, которые может использовать в своей работе любой практикующий педагог. На этих основах может быть выстроена система работы по нравственному воспитанию подрастающего поколения.