СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В ЦЕЛЯХ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
© М.Е.Буслаева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2017 г.
Система дополнительного образования с ее вариативностью, гибкостью, ориентированностью на развитие творческого потенциала личности представляет собой ту сферу деятельности, общения и самопознания, в условиях которой можно максимально реализовать функции профориентации школьников и их допрофессиональной подготовки.
Довузовская подготовка школьников в учреждениях дополнительного образования (УДО) аэрокосмического профиля:
– обеспечивает углубленное изучение отдельных общеобразовательных предметов (физика, математика, астрономия, информатика и др.);
– создает условия для дифференциации и индивидуализации обучения, выбора учащимися разных категорий индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями;
– расширяет возможности социализации учащихся, в частности, более эффективно готовить выпускников к профессиональному самоопределению;
– обеспечивает преемственность общего и профессионального образования, устраняя расхождения в требованиях, предъявляемых к подготовке выпускников в школе и абитуриентов в вузе;
– устраняет некоторые существующие недостатки в практике их подготовки (репетиторство, платные подготовительные курсы).
Привлекательности учреждений дополнительного образования аэрокосмического профиля для современных школьников способствует также реализация в процессе обучения в УДО системы следующих принципов:
– принцип демократизма и всеобщности аэрокосмического образования (АКО) означает доступность и многообразие содержания, видов и форм АКО в соответствии с потребностями, интересами и возможностями личности;
– принцип наглядности, основанный на закономерностях познания окружающей действительности и развития мышления от конкретного к абстрактному. Наглядность обеспечивается применением разнообразных иллюстраций (планеты Солнечной системы и их спутники, пояс астероидов, изображение поверхности планет. Луны и Солнца, невидимой стороны Луны, Земли с поверхности Луны; старинная звездная карта (с рисунками героев легенд и сказок о звездах и созвездиях), карта звездного неба; фотографии или изображения созвездий и звезд, галактик, туманностей, звездных скоплений. Млечного Пути и т.д.), демонстраций, лабораторно-практических работ. Особое место в осуществлении принципа наглядности в АКО имеет применение наглядных пособий (часто изготовленных самими детьми: «небесный глазок», «зонт-планетарий»; телескоп-рефрактор из очковых стекол, модель Солнечной системы, экран для наблюдения Солнца и т.д.), диапозитивов, карт, схем.
По линии возрастания абстрактности в процессе АКО используются все виды наглядности: естественная (предметы объективной реальности); экспериментальная (опыты, эксперименты); объемная (модели и макеты авиационной, ракетной, космической и аэрокосмической техники); изобразительная (картины, фотографии, рисунки); звукоизобразительная («Уроки из Космоса»), звуковая (магнитофонные записи голоса К.Э. Циолковского, выступлений СП. Королева и др.); символическая и графическая (схемы, графики, формулы, диаграммы) и т. д.;
– принцип эстетизации АКО тесно связан с принципом наглядности. Аэрокосмическая наука и космонавтика, непрерывно обогащаемые блестящими открытиями, помогают раскрыть величие Космоса, рассматривать Космос как эталон не только эстетического, но и этического идеала, возвышают человека и оказывают огромное влияние на формирование его личности.
Приведенные принципы согласуют основные идеи и подходы АКО с общими дидактическими принципами и сочетанием педагогического управления процессом профориентации школьников и их довузовской подготовки с развитием инициативы и самостоятельности обучаемых.
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ (ОГОН) научного проекта № 16-16-40026 а(р).