СОЦИАЛЬНЫЙ ЛИФТ КАК СРЕДСТВО ПОДДЕРЖКИ ТАЛАНТЛИВЫХ ШКОЛЬНИКОВ
© Т.В.Ахлебинина
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2017 г.
Российский историк и профессор Московского университета В.О. Ключевский еще в XIX веке очень образно отметил, что «В России есть одинокие гении и миллионы никуда не годных людей. Гении ничего не могут сделать, потому что не имеют подмастерьев, а с миллионами ничего нельзя сделать, потому что у них нет мастеров».
Сегодня в России уделяется достаточно большое внимание выращиванию именно «мастеров». На это нацелен и федеральный государственный образовательный стандарт, который выдвигает главную задачу: формирование трех групп результатов - метапредметных, личностных и предметных. Такой подход позволяет всестороннее развиваться ученику в школьном социуме.
Особое внимание и поддержка необходимы талантливым школьникам для реализации их возможностей и способностей. Для этого создан механизм «социального лифта», который рассматривается как последовательная поддержка талантливых учащихся, оказание им помощи в осознанном выборе профессии, организации карьерного роста. Это становится возможным благодаря организации широкой сети социального партнерства с участием представителей бизнеса и науки.
Нобелевский лауреат и российско-американский социолог Питирим Сорокин признавал три социальных лифта: армия, семья и церковь. Но сегодня социальный лифт актуален и в системе образования – в работе с одаренными школьниками. Во многих регионах России создаются программы поддержки одаренных детей, есть такая программа и в Калуге. Ее цель: создание системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, направленной на сохранение национального генофонда страны, развитие интеллектуального и творческого потенциала России.
Система поддержки и развития одаренных детей включает участие во всех этапах (школьном, муниципальном, региональном, российском) Всероссийской олимпиады школьников, проектную деятельность, научно-исследовательские конференции.
Всероссийские олимпиады - ключевой элемент в системе поиска одаренных детей, призванные выполнять роль «социального лифта». Победители олимпиад получают дополнительные возможности для развития, они проходят дополнительную подготовку для участия в международных олимпиадах, их приглашают к участию в летних профильных лагерях, они получают льготы при поступлении в ВУЗы.
Однако есть олимпиады, специально организованные ВУЗами. Конкурсантам предлагается не только показать уровень знаний по тому или иному предмету, но и проявить логическое мышление, лидерские качества. Победители, как правило, имеют возможность обучаться в ВУЗе за счет государственного, регионального или местного бюджетов на специальности, соответствующей выбранному предмету.
Научно-практические конференции способствует развитию интеллектуально-познавательных способностей учащихся, повышению культурного уровня, усилению мотивации к получению знаний, расширению кругозора. Участие в конференциях повышает статус учащегося, помогает определить направление образовательного маршрута, вселяет веру в свои силы, способствует формированию активной жизненной позиции. Школьники приобретают опыт научно-реферативной работы, учатся связно выражать свои мысли научным языком, приобретают навык ведения дискуссий и публикации научных работ, знакомятся с современным состоянием науки и интеллектуальным уровнем сверстников.
В течение 2 лет в Калуге работает муниципальная физико-математическая школа «Вектор», объединяющая талантливых учащихся 8-10 классов. Занятия проводят высококвалифицированные педагоги города.
Конкурсы и турниры, в которых участвуют талантливые школьники, позволяют им получить звание «Ученик года», а также материальное вознаграждение.
Одаренные учащиеся на конкурсной основе могут продолжить образование в профильных сменах школ и лагерей одаренных детей, в том числе в Артеке, Орленке, Сириусе.
В Калуге сложилась хорошая система поддержки одаренных детей. Но ее необходимо усовершенствовать – расширить базу талантливых школьников, отслеживать их успехи и поддерживать их вплоть до окончания ВУЗа. Дети должны знать, что в Калуге у них есть все возможности для обучения и профессиональной самореализации.