СОЗДАНИЕ ПОДРОСТКАМИ ПРОЕКТОВ САМОРАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
© И.В.Иванова, В.А.Макарова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2017 г.
Сегодня образовательной областью, наиболее открытой к воплощению идей философов-космистов, выражению важнейших тенденций в развитии человечества: космизации, глобализации и экологизации, является дополнительное образование аэрокосмического профиля.
Как указывает И.Ю. Порус, исследователь аэрокосмического образования, необходимо с ранних лет приобщать ребенка к космическому мышлению, осознанию своей неразрывной связи со Вселенной, к пониманию, что они живут на уникальной планете, природу которой необходимо сохранить [3].
Педагогическая система аэрокосмического образования направлена на формирование нового научного мировоззрения, опирающегося на богатые традиции русского космизма и русской культуры, на новые достижения экологической науки и глобального образования. Данная педагогическая система находит свое воплощение в условиях дополнительного образования, что по-новому позволяет решить его основные задачи.
Сегодня в условиях введения ФГОС в школе имеется возможность для реализации идей философов-космистов в условиях освоения внеурочной деятельности. В рамках реализации дополнительных образовательных программ аэрокосмической тематики возможно решение задачи не только приобщения детей к космическому наследию, но и создания условий для формирования ценностно-смысловой сферы личности через формирование глобальной ответственности (ответственности в масштабах Вселенной) [1].
В дополнительном образовании созданы благоприятные возможности для саморазвития личности обучающихся, которые предопределены тем, что данный вид образования предполагает:
– добровольный, свободный выбор направления деятельности, содержания своего образования, объема и темпа его освоения;
– учет индивидуальных потребностей ребенка, подчиненность природе ребенка;
– принятие и защиту индивидуальных интересов детей;
– отсутствие жесткой регламентации образовательного процесса;
– сотрудничество детей и взрослых в контексте детско-взрослой со-бытийной общности;
– доминанта в образовательном процессе установки на индивидуальный опыт продуктивной деятельности с учетом свободного выбора [2].
В сущности саморазвитие предстает как процесс, строящийся на основе сформированных ценностей (личностных, связанных с самовосприятием; социальных, связанных с восприятием себя как члена общества; глобальных, связанных с восприятием человеком себя как представителем планеты). В связи с этим особую актуальность получает задача формирования у ребенка ценностных смыслов, и на основе этого – построение им проекта своей жизни как проекта саморазвития.
Можно предложить несколько последовательных шагов (этапов) создания проекта саморазвития, составленных в опоре на теорию преодоления, предложенную Р.Х. Шакуровым, основной категорией которой является барьер, преодолеваемый человеком и определяющим его развитие:
1. Выход из «зоны комфорта».
2. Самопознание, ответ на вопрос «Готов ли я к переменам?».
3. Анализ собственных мотивов самоизменения («Я-реальное»).
4. Принятие личностной ответственности за свободный выбор («Я-реальное»).
5. Составление собственно плана саморазвития в опоре на три ключевые точки: «Я-реальное (точка А)», «Я-идеальное (точка Б)», «Переход точки А в точку Б».
6. Продвижение по выбранному пути. Рефлексия. Ценностно-смысловое регулирование поведения [2].
Полагаем, что возможность осуществления ребенком выбора в дополнительном образовании можно рассматривать как основу для построения своего проекта саморазвития, направленного на формирование готовности к свершению осознанных выборов и несению за них личностной ответственности.
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ (ОГОН) научного проекта № 16-16-40024 а(р)
Литература
1. Иванова И.В. Возможности дополнительного космического образования в формировании ценностно-смысловой сферы ребенка // Стандарты и мониторинг в образовании. 2016. Т. 4. № 3. C. 40-51.
2. Иванова И.В., Рожков М.И. Педагогическое сопровождение саморазвития ребенка в контексте реализации экзистенциального подхода: раздел в монографии // Инновационные процессы: потенциал науки и задачи государства: монография / Под общ.ред. Г.Ю. Гуляева. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2016. 170с. С.87-99.
3. Порус И.Ю. Аэрокосмическое образование как новое направление развивающего обучения (аспект профессионального самоопределения): автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Чебоксары, 1998. 22с.