СПОСОБНОСТЬ ИЗМЕНИТЬ МИР

СПОСОБНОСТЬ ИЗМЕНИТЬ МИР

© Т.В.Ахлебинина, А.К.Ахлебинин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2017 г.

В настоящее время уделяется большое внимание ранней профилизации школьников. С этой целью открываются школы и классы с узкой специализацией. В одних делается акцент на естественнонаучном образовании, в других – в приоритете гуманитарные дисциплины. Правильно ли это?

Наш великий земляк К.Э. Циолковский – великий ученый, родоначальник космонавтики. Его яркие технические идеи легли в основу создания космических кораблей. В то же время в трудах К.Э. Циолковского есть и гуманитарная составляющая. Его гуманитарное творчество можно назвать «космической философией». На протяжении всей своей жизни он искал ответы на актуальные вопросы: «Какова цена жизни? Как измерить цену человека? Каковы основы нравственности?»

Помимо чисто технических аспектов, Циолковского интересовали вопросы этики, педагогики, проблемы достижения счастья и прекрасного будущего.

Поэтому деятельность нашего великого земляка нельзя назвать односторонней. Он не ушел в узкую специализацию, совершенствовался как всесторонне развитая личность.

Почему же мы сейчас стараемся уйти в сторону технологизации иногда в ущерб гуманитарному образованию?

А ведь еще в древней Греции философы погружались в разные сферы деятельности. Они занимались не только гуманитарными науками, но математикой, медициной, географией, даже борьбой и гимнастикой. Есть даже версия, что Платон – это не имя, а прозвище. Если обратиться к этимологии слова, то греческое «plato» означает «широта». Возможно, его прозвал так Сократ за его высокий рост, широкие плечи и успехи в борьбе.

Что же вкладывается в понятие «технарь»? Считается, что люди с техническим складом ума тесно связаны с реальностью. Они немногословны, умеют мыслить логично, их речь аргументирована и строится на основе логических фактов. Цепочки их умозаключений, как правило, приводят к новым знаниям. Эти люди активные, приземленные, энергичные.

Слово «гуманитарий» означает «вольный, человечный, душевный». «Гуманитарии» больше привержены к миру внутри человека, а все, что их окружает, воспринимают как романтики – мечтая и фантазируя. Гуманитарии любят наблюдать за окружающим миром, по-новому рассматривают факты и явления. Эти люди легко работают с большим массивом информации, обладают прекрасной памятью, умеют выступать перед публикой, имеют повышенную чувствительность.

Можно прийти и к более кратким дефинициям.

Технарь – человек, чья работа связана с техникой, проектированием, вычислениями.

Гуманитарий – человек, чья работа связана с обществом, людьми и культурой.

В этих определениях используется слово «работа», а это объективный источник обратной связи.

И технари и гуманитарии очень востребованы. Прогресс человечества зависит от новых технических решений, в то же время прожить без эмоций и конструктивного общения невозможно.

Что же нас ожидает в будущем? Как ни странно, но технические сферы деятельности постепенно сужаются, так как человека может заменить автомат и робот. А кино и искусство заменить роботом проблематично.

Согласно последним экспериментальным данным, примерно половина жителей Земли обладает гуманитарным складом ума, значит, вторая половина – это технари.

Гуманитарии и технари – как инь и ян: одни придумывают смыслы, другие подгоняют под них окружающий мир. Одни вдохновляют, другие – воплощают. Одни спрашивают «зачем», другие делают «как».

Но лучше людей не делить: каждый человек должен уметь делать все, совмещать в себе черты лирика и физика, философа и математика, писателя и химика.

Поэтому воспитание всесторонне развитой личности – это не миф и не возвращение к прошлому. Это вызов времени, вызов XXI века.

На самом деле, в современном мире ценится не то, каким образованием, техническим или гуманитарным, владеет человек. Главное – кто и чем занимается, каких достигает результатов. Важны новые качества: активность, креативность, способность изменить мир.