ТРИ ВЕКТОРА ОБРАЗОВАНИЯ

ТРИ ВЕКТОРА ОБРАЗОВАНИЯ

© И.В.Доронин, М.В.Доронина
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2017 г.

К.Э. Циолковский жил в очень интересное время с точки зрения развития науки и техники. На его глазах происходили революционные научно-технические события: электрификация, радиосвязь, технологическое переоснащение индустрии, развитие авиации и многое другое. Будучи человеком любознательным, с научным складом ума, он с детства наблюдал все эти события воочию. Став ученым и мыслителем, Циолковский мог предсказать дальнейший ход развития науки и техники. Стремительное развитие научно-технической сферы требовало появления большого числа образованных людей, о чём учёный многократно говорил и писал. Эта задача является актуальной и в настоящее время.

Изучая творческий путь Циолковского можно увидеть, насколько был широк спектр его интересов и увлечений – научных, исследовательских, экспериментальных, творческих, просветительских и философских. Диапазон деятельности учёного простирался от переписки с увлечёнными людьми до написания фундаментальных научных трудов. Будучи педагогом-новатором, Константин Эдуардович использовал, как бы сейчас сказали, инновационные методы обучения. В своих воспоминаниях бывшие его ученицы отмечали, насколько было интересно на уроках физики, где лабораторное оборудование и наглядные пособия были изготовлены учёным собственными руками.

Творчество было неотъемлемой частью деятельности учёного. Научная и исследовательская работа требовали практических умений делать многое своими руками. Циолковский самостоятельно оборудовал мастерскую-лабораторию, изготавливал приборы, станки и приспособления к ним, причём делалось всё это из доступных материалов. Хорошо известны фотографии Циолковского рядом с разнообразными моделями дирижаблей. Все эти модели являлись прототипами будущих реальных дирижаблей, научно обоснованных и математически просчитанных учёным. Изготовлены же были все эти модели руками самого К.Э. Циолковского, к тому же при моделировании проверялось и отрабатывалось множество технологических и конструкторских решений.

Проанализировав творческое наследие Циолковского, методы научной и экспериментальной работы, приняв во внимание временной интервал длиной почти в сто лет, показавший свою правильность и действенность, Клуб будущих инженеров Центра «Созвездие» выработал формулу, положенную в основу авторской методики обучения «Три вектора детского технического творчества». Это наука, детское техническое творчество, сотрудничество с производством. Наука подразумевает изучение вопросов, проблем и теоретических основ технических дисциплин. Техническое творчество это широкий спектр направлений деятельности: конструирование, программирование, робототехника, электроника, автоматика, микроконтроллерные технологии. Большое значение уделяется ручному труду, изучение как традиционных, так и современных технологий. Всё это позволяет работать над проектами, используя и комбинируя различные технологии, что расширяет количество номинаций на конкурсах и выставках, в которых участники кружка могут принимать участие. Работа над проектами это непрерывный творческий процесс, постоянная потребность поиска новых решений и овладения новыми технологическими приёмами. Дети незаметно для себя становятся исследователями и творчески мыслящими людьми, для многих творчество становится потребностью. Практика показала, что дети охотно берутся за решение сложных проблем, сам процесс творческого поиска доминирует над конечным результатом. Таким образом, творчество является движителем развития как культурной образованной личности, так и грамотного специалиста с широкой гаммой умений.

Сотрудничество с производством даёт детям ранний производственно-технический опыт. Последние несколько лет взаимодействие с производством осуществляется по следующей схеме: производственники формулируют техническое задание, «Клуб будущих инженеров» предлагает вариант или варианты решения, после чего получает одобрение и техническую помощь от заказчика. Темы технических заданий разнообразны, это и диагностические устройства, и роботы-исследователи деталей машин и механизмов. Пока таких проектов сравнительно немного, но сотрудничество продолжается, один из проектов уже доведён до опытного экземпляра и ожидается его внедрение на производстве. Так же решается и обратная задача: обучающиеся предлагают варианты решения тех или иных задач, оформляют их в виде проектов, и предлагают на конкурсы серьёзной технической и изобретательской тематики. Один из таких проектов в феврале 2017 года был представлен на рассмотрение экспертам из Сколково в рамках проводимого «Стартап-тура», были получены рекомендации по дальнейшему продвижению идей проекта, которые получили достойную оценку экспертов.

В обучении идёт постоянный эксперимент, отрабатываются технологии как образовательные, так и технические. Однако нельзя претендовать на всесторонний охват образовательных и профориентационных функций, мы лишь интегрируем эти функции в определённом масштабе, прибавляя моменты творчества и детских увлечений.

Последнее время стали появляться крупные конкурсы, выставки, фестивали научно-технического направления, посещать которые необходимо – нужно перенимать опыт, быть в курсе событий, детям надо общаться со сверстниками по линии общих интересов. Использование в работе принципа «Три вектора детского технического образования» позволило представлять Центр «Созвездие» и «Клуб будущих инженеров» на высоком профессиональном уровне на всероссийских и международных конкурсах детского технического творчества.

Литература

1. К.Э, Циолковский. Черты из моей жизни. Калуга. 2002г.

2. К.Э, Циолковский в воспоминаниях современников. Тула. 1982г.

3. А.В. Костин. К.Э ,Циолковский известный и неизвестный. Москва. 2007г.