ЦЕННОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕДАГОГА

ЦЕННОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕДАГОГА

© Т.Н.Иванова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2017 г.

Актуальность проблемы ценностей и ценностного самоопределения педагога, формирующего социальный интеллект граждан новой России, несомненна. Истоки ценностей – в образовании, в культуре, в обществе.

В настоящее время можно говорить о возвращении и актуализации многих философских идей различных периодов развития гуманитарного знания, но особо следует отметить своеобразный взрыв исследовательского интереса к проблеме ценностей, к углубленному и целостному рассмотрению данной проблемы. И это не дань моде, это скорее жизненная необходимость.

Отличительной особенностью социокультурных процессов, происходящих в нашем обществе, является переоценка и осмысление ценностей. То, что совсем недавно воспринималось в качестве незыблемых постулатов, сейчас либо полностью отвергается, либо вызывает сомнение в его «полезности», значимости.

Модернизация образовательной системы, меняющиеся в связи с этим профессиональные установки, отсутствие установившихся требований к результатам деятельности образовательного учреждения, к профессиональным качествам руководителя вынуждают его постоянно выбирать между естественным стремлением личности к стабильности и необходимостью ломки старых представлений, смены системы ценностей.

Особенности социально-экономической ситуации, в которой осуществляется управленческая деятельность, не могут не оказать значительного влияния на изменение жизненных и профессиональных ценностей руководителей, так как эта ситуация порождает специфические условия управленческой деятельности и в системе образования, требует другого типа руководителя, маневренного в принятии самостоятельных решений, способного эффективно работать в условиях «постоянных перемен».

Профессиональные ценности руководителя будут определять и способы управленческой деятельности, поднимая её до духовно-практического взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса или же «опуская» до технической триады «цель — средство — результаты», а также до рассмотрения подчиненных как объектов управленческого воздействия, как средств достижения целей организации. Нельзя поручиться за адекватность именно такого истолкования, хотя оно представляется правдоподобным. Но можно утверждать, что ценности способны менять отношение к формам действия, освобождать их из-под власти конкретной ситуации. Ценности как феномен идеального обладают энергетической активностью и «существуют» в деятельности. Иначе говоря, идеальные образы реализуются в деятельности. И потому новые педагогические и управленческие технологии — что, прежде всего принятие нового взгляда на ребёнка, на смысл образования. Всё остальное — лишь имитация нововведений в образовании.

Истоки ценностей — в культуре, в обществе и всех его социальных институтах, в том числе (может быть, в первую очередь) в образовании, где латентным образом происходит «конструирование» системы ценностных ориентации ребенка, наблюдается «обмен» ценностями. Смысловое пространство ценностей создается руководителями образовательных учреждений и учителями. Если вспомнить, что понятие «ориентация» широко используется и социальной психологии, выражая взаимодействие человека и среды, то становится понятным, что при помощи ориентации индивид проводит выбор социально значимых объектов, которые и силу их полезности, важности для этого индивида получают статус «ценности». Именно поэтому мы убеждены, что любые изменения в современном образовании должны в первую очередь касаться скрытых феноменов: базовых представлений об образовательном процессе, профессиональных

ценностей педагогического коллектива и учителя. Большинство руководителей, как свидетельствует анализ практики, скорее предпочтут реально ощутимые непосредственные изменения в деятельности индивида, а не скрытые и проблематичные преобразования глубинных структур его профессионального сознания. На наш взгляд, во многом это объясняется тем, что у руководителей образовательных учреждений выявлено абсолютное доминирование ориентации на «избегание неудачи» в своей профессиональной деятельности. И не многие ориентированы на достижение успеха.

Безусловно, ценностные ориентации руководителя не могут не оказывать влияния на ценностно-смысловое пространство и психологический микроклимат образовательного учреждения. Социально-психологическую основу отношений в коллективе составляют принятые в нем ценности, т. е. то, что коллектив считает наиболее важным и значительным в жизни, деятельности и поведении каждого учащегося.

Если руководитель ОУ и педагогический коллектив рассматривают образование как средство развития сущностных сил ребёнка, сотворения им в себе человека, то главными станут вопросы не о том, какие ЗУНы должны быть включены в государственные стандарты, и не о том, как сделать, чтобы ребёнок «соответствовал» этим стандартам, а совершенно иные.

Догматизм в образовании процветает там, где люди держатся за привычные старые представления. Следовательно, трансформация профессиональных ценностей руководителей системы образования - путь к профессиональному росту, так как их ценности во многом определяют стратегию деятельности педагогических коллективов.

Преобладающая пока консервативно-охранительная система ориентации для многих удобна, ибо исполнительность и послушание в практике работы образовательных учреждений все еще ценятся выше стремления к творческой самореализации, экспериментированию, проявлению инициативы. Выработка нового стиля социального поведения, во многом противоречащего жизненному опыту не менее двух последних поколений, требует серьёзной перестройки ценностного познания.

Литература

1. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.; Воронеж, 2016, 768 с.

2. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Издательство Московского университета, 2014. — 200 с.

3. Воронцов В. Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога. Псков: Изд-во Псков. обл. ин-та повышения квалификации работников образования, 2015. - 421 с. : ил.

4. Давыдов В.В., Громыко Ю.В. и др. Проект «Национальной доктрины развития образования». — М., 1997. – 660 с.

5. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. СПб., 2013. – 425 с.