«УРОКИ КОСМОСА»: ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ АСТРОНОМИИ, СОЗДАНИЕ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ В ОБЪЕДИНЕНИИ

«УРОКИ КОСМОСА»: ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ АСТРОНОМИИ, СОЗДАНИЕ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ В ОБЪЕДИНЕНИИ

© А.В.Травин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2017 г.

Интерес к астрономии то угасает, то опять появляется. «Астрономию вернут в школьную программу» - пообещала министр образования России Ольга Васильева (приказом министерства образования РФ предмет «Астрономия» внесен в обязательную предметную область «Естественные науки». Подробнее http://tass.ru/obschestvo/3865218). Этот предмет исчез из школьной программы в начале девяностых. С тех пор идут споры между теми, кто считает, что предмет можно изучать в рамках других дисциплин, например, физики, и теми, кто требует вернуть детям знания о космосе официально. Нужно заметить, что именно на площадках системы дополнительного образования интерес детей к аэрокосмической теме был, не только сохранен, но и воплощен в ряд образовательных проектов.

В МБОУ ДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги разработан и реализуется уже третий год инновационный образовательный проект «Уроки космоса». Он направлен на популяризацию космических знаний и привлечение внимания детей к астрономической тематике. Программа проекта предлагает несколько уровней: стартовый - 1-й год обучения и базовый – 2-й и 3-й год обучения. Стартовый уровень подразумевает передачу воспитанникам Центра начальных знаний об окружающем мире, в котором они живут. А также предлагает освоение начальных навыков создания исследовательских и проектных работ, развивает физическую выносливость, положительные нравственные качества - умение работать в команде, обладать взаимовыручкой и поддержкой. Базовый уровень предлагает учащимся более широкое погружение в предмет с последующей профориентацией в области космических технологий. Программа является модифицированной. В основу положена программа космонавта Александра Сереброва, которая осуществлялась с борта Международной космической станции «Мир».

Как же преподать данную дисциплину, при этом поддерживая живой интерес воспитанников к астрономии и истории космонавтики?

Во время обучения в 2016г на курсах лекторов планетариев в г. Москве был организован круглый стол по проблемам возвращения астрономии в школьную программу. На нем велись дискуссии по данному вопросу. Сам факт необходимости преподавания астрономии современному ребенку сомнения конечно не вызывал, но вот о том когда и какими методами это делать вызвало напряженную дискуссию.

Астрономия как предмет интересна в первую очередь для того, чтобы помочь формированию мировоззрения человека. Именно астрономия с ее широким взглядом на окружающий человека мир может помочь ему определиться со своим местом во Вселенной, а отсюда и вытекает основа его взаимодействия с окружающим миром и людьми.

Опираясь на свой опыт, можно рассмотреть несколько вариантов преподавания астрономии. Первый - астрономию следует преподавать в 10-11 классе, когда сформирована физико-математическая база знаний. Это логично и именно так она и преподавалась в прошлом. Но если проанализировать менталитет современного ребенка и его родителей - то окажется, что к окончанию школы мировоззрение ребенка уже сформировано. Ученик определился с выбором будущей профессии и если в сферу интересов молодого человека астрономия уже не входит, то получение знаний по астрономии будет ему не интересно.

Вариантом решения этой дилеммы можно предложить подачу материала в среднем звене, с применением современных игровых методик.

Так, например, в Центре созданы условия, необходимые для получения наилучшего образовательного результата: кабинеты планетария и школьного мини ЦУПа, наглядные пособия по астрономии и истории космонавтики, методические виды продукции (разработки игр, бесед, викторин, экскурсий),

дидактический и лекционный материал с практическими работами по курсу. Разработана ролевая игра «Путешествие по Солнечной системе». Создана медиатека на космическую тематику.