ВОЗМОЖНОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В ПРОФОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ НА ДОВУЗОВСКОМ ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

ВОЗМОЖНОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В ПРОФОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ НА ДОВУЗОВСКОМ ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

© В.А.Азаев
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2017 г.

Для подготовки специалистов многих профилей существует широкая сеть специальных образовательных учреждений среднего профессионального образования (училища, колледжи, лицеи, техникумы), однако, подобной ступени для подготовки специалистов аэрокосмического профиля нет. Этим упущенным звеном в непрерывной и многоуровневой системе профессионального образования может служить довузовская подготовка школьников.

Все большее количество педагогов-исследователей рассматривает систему дополнительного образования наряду с профильными классами общеобразовательных школ как довузовский этап профессиональной подготовки будущих специалистов, так как именно на этом уровне формируются многие знания и умения, которые органично вплетаются в профессиональные знания и умения или служат их основой.

Поэтому довузовская подготовка школьников в области аэрокосмического образования представлена только учреждениями дополнительного образования детей. В учреждении дополнительного образования детей она, соответственно, включает наряду с профориентационной работой, предпрофильной и профильной подготовкой работу в объединениях довузовской подготовки школьников.

Однонаправленность профильного обучения, недопустимая в школе, вполне оправдана в учреждении дополнительного образования, в котором профиль обучения уже выбран школьниками в течение первого и второго годов обучения с учетом того, что выбор профиля большинством вчерашних девятиклассников не объективизирован и требует постоянного уточнения.

Концепция развития образования РФ до 2020 г. и Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования предусматривают создание системы специализированной подготовки школьников, ориентированной на индивидуализацию и дифференциацию обучения и социализацию учащихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда и отработки гибкой системы профилей, востребованных школьниками.

Полное отсутствие материальной базы и качественного обеспечения профильной подготовки по специальностям аэрокосмического направления позволяет считать учреждения дополнительного образования (УДО) важным и незаменимым механизмом довузовской подготовки по специальностям аэрокосмического профиля.

Именно учреждение дополнительного образования, предоставляя школьникам возможность осуществления профессиональных проб, попечения первичных знаний и умений в профессиях аэрокосмического профиля, организует знакомство учащихся с миром авиации и космонавтики, позволяет на повышенном уровне сложности изучить предметы, определяющие направленность аэрокосмического профиля обучения [1].

В УДО педагогами дополнительного образования должны реализовываться такие основные функции, как социальная, образовательная, досуговая и рекреативная. Профессиональное самоопределение, осуществляемое в рамках образовательной деятельности в УДО, тесно связано и с социализацией личности, и с организацией досуга, и с эмоциональным самочувствием школьника.

Действительно, реализация образовательной функции заключается в создании новой образовательной среды, компенсирующей отсутствие в школьном образовании интересующих школьников видов и направлений деятельности, использовании новых источников информации в подготовке к продолжению образования и получению профессионального образования.

Реализация досуговой функции заключается в разумной организации свободного времени (отдых, развлечения, праздники, здоровый образ жизни и т.д.), активном вовлечении обучаемых в разнообразную деятельность с целью найти дело по душе, осуществить добровольный выбор кружка, объединения в соответствии с их желаниями, способностями и потребностями. Реализация рекреативной функции сопряжена с созданием комфортной эмоциональной среды, адаптированной школьнику, его интересам, уровню, объему, темпам восприятия и усвоения, с моделированием «ситуации успеха», развивающего общения и отношений людей, увлеченных общим делом.

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ (ОГОН) научного проекта № 16-16-40026 а(р)

Литература

1. Иванова И.В. Реализация дополнительного аэрокосмического образования в условиях взаимодействия образовательных организаций общего, дополнительного, высшего образования и научно-производственных предприятий: раздел в монографии // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: монография / Под общ.ред. Г.Ю. Гуляева. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2016. 164с. С.99-118.